Понятие «обучение» с позиций авторитарной и гуманистической парадигм образования

0
424

Авторитарное обучение – метод обучения, в котором главной, ведущей является формирующая деятельность субъекта преподавания, а ведомой, пассивной – собственная учебная деятельность субъекта (субъектов) учения.
Гуманитаризация образования подразумевает выход из влияния технократической парадигмы обучения и переход образования к гуманистической парадигме

Преподавание как деятельность учителя и учение как деятельность ученика. Творчество в деятельности учителя и ученика.

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. вопрос о «выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса» [1], поэтому в научных исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей учащихся занимает значительное место.

Содержание образования, базисный учебный план, образовательный маршрут учащегося, образовательный стандарт и его структура.

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования.

Индивидуальный образовательный маршрут — это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Функционирование, развитие, новшество, инновационный процесс, этапы нововведения, эксперимент.

Функционирование – организованная система деятельности.

Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Новация (новшество). Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Инновационный процесс в сфере образования — это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.

Этапы новвоведения Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально — педагогической среде.

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

10. Классификация учебных заведений, их характеристика: определение, назначение, вид, принципы, характер, цель, содержание, учебный процесс, технология, управление, стиль, организация, контроль, результаты.

Основным типом среднего учреждения образования является сред­няя общеобразовательная школа трех ступеней: I — начальная; II — основная, обеспечивающая базовое образование; III — старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование.

Специализированная школа обеспечивает углубленное изучение одного или нескольких курсов учащимися от 6-7 до 17-18 лет и от 11-12 до 17-18 лет.

Гимназия — среднее учебное заведение образования второй и тре­тьей ступени, обеспечивает общекультурную, научно-теоретическую, гу­манитарную подготовку одаренных и способных детей.

Коллегиум — среднее учреждение образования, обеспечивающее по­мимо государственного образовательного минимума гуманитарную, об­щественно-гуманитарную, гуманитарно-научную подготовку талантли­вой молодежи определенного региона или всей Украины. В коллегиум учащиеся зачисляются, как правило, после окончания школы II ступени.

Лицей — среднее учебное заведение, обеспечивающее государствен­ный общеобразовательный минимум и осуществляющее научно-практи­ческую подготовку способной и одаренной ученической молодежи. Ли­цей работает с учащимися, которые окончили 8 классов общеобразо­вательной школы (4 класса гимназии).

Колледж — высшее учебное заведение, готовит специалистов на ос­нове полного среднего образования.

11. Инновационное образовательное учреждение, альтернативное и вариативное образование. По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам обучающихся и педагогов, повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

Альтернативное образование — совокупность новоучрежденных (обычно по инициативе частных лиц) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, сформированным в порядке альтернативы ранеесуществующим.

Вариативное образование — (лат. – изменяющееся) – образование, сориентированное на разнообразные образовательные потребности граждан, адаптированное к определенной культуре, особенностям территории проживания и общественным интересам и задачам.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 561 ;