Полномочия Главы Государства При Авторитаризме

0
440

Президент является официальным главой государства– титул, в других политических системах принадлежащий монарху или, скажем, императору. Здесь нужно указать на различие между так называемыми ‘конституционными’ и ‘исполнительными’ президентами. ‘Конституционный’ президент (примеры мы находим в Индии, Израиле и Германии) есть фигура, характерная для парламентских систем; его полномочия ограничены по большей части обязанностями церемониального характера. Исполнительная власть в этом случае принадлежит премьер-министру и/или кабинету министров.

‘Исполнительный’ президент – фигура, которая объединяют в себе функции официального (формального) главы государства иреальнуюисполнительную власть.Президентство такого типа присуще так называемым президентским государственным системам в их отличиях от парламентских государственных систем. Классический пример США. Существует мнение, что президентская система единственная подходит для современной сверхдержавы. Президентских демократийне так уж много. Среди них Кипр,Мадагаскар, Филлипины и Южная Корея.Президентские республики существуют также в Латинской Америке и Африке.

Президентские республики могут в том или ином отношении серьезно отличаться друг от друга в рамках их общих черт. Так, в одних из них (например, в США, Бразилиии др.) президентсам возглавляет свой кабинетминистров, играющий при немсовещательную роль, а в других — наряду с президентом существует особый орган —правительство, Совет министров, возглавляемый премьер-министром (Россия, Египет и др.). Если в США, Нигерии и некоторых других странах при назначении президентом министров требуется согласие сената, то в Бразилии и ряде других стран этого не требуется. В ряде президентских республик допускаются и различные другие формы ограниченной зависимости правительства и министров от парламента. В одних таких республиках имеется институт вице-президента (США, Египети др.), а в других его нет.

Нельзя также не видеть, что в рамках одной и той же президентской формы правленияреальная власть главы государства может серьезно различаться. Когда в лице президента сосредоточиваются чрезмерно большие, исключительные полномочия, по существу, вся полнота власти, тогда говорят о суперпрезидентской или сверхпрезидентской республике. Чаще всего это имело и имеет место в отдельных отсталых латиноамериканских, африканских и азиатских странах, особенно в тех, где президентская власть утверждалась в результате военных переворотов, и тех странах, которые не имели демократических традиций организации государственной власти и сравнительно недавно встали на путь демократии (Россия, Узбекистан и т.д.)

Основное отличие президента от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Истоки института президентства восходят к Древнеримской республике, в которой в чрезвычайных обстоятельствах избирался«предводитель народа». Современный вариант президентства возник в США в 1787 г.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, вбольшинстве странпрезидента избираютвсенародно (Франция, Венесуэла, Ирландия, Россия, Беларусь и др.), в некоторых –коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в которое входят уполномоченные земель и депутаты бундестага, в Швейцарии – правительством, в Греции, Израиле – парламентом. Неодинаков и срок полномочий: в США, России, Колумбии – 4 года, в Индии, Венесуэле, Беларуси – 5 лет, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либодвумя (США, Австрия, Германия, Россия, Беларусь) сроками; во Франции, Италии, Финляндии ограничения срока не предусмотрены.

Полномочия главы государстваопределяются конституцией и зависят в основном от формы правления. В парламентской республике президент является главой государстваформально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство.

В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент — ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является иглавой государства, и главой правительства, несмотря на наличие поста премьер-министра или председателя правительства при смешанной форме правления.

Согласно Конституции Украины Президент Украиныявляется главой государства и выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Будучи главой государства и гарантом государственного суверенитета, Президент Украины обладает достаточно широкими полномочиями.

На основе и во исполнение Конституции и законов Украины Президент издаёт указы и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению на территории Украины. Обеспечение исполнения указов и распоряжений Президента является конституционной обязанностью Кабинета Министров. В некоторых случаях Конституция устанавливает, что акты Президента Украины должны скрепляться также подписью Премьер-министра Украины и министра, берущего на себя ответственность за исполнение соответствующего акта главы государства.

В соответствии со статьёй 103 Конституции Украины, Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного голосования сроком на пять лет. Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий на Украине в течение 10 последних перед днём выборов лет и владеющий государственным языком. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Украины более чем на два срока подряд.

Президент Украины не может иметь какого-либо иного представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностьюили входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, что имеет целью получение прибыли.

Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий. За посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона. Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещён с поста в порядке импичмента.

Институт президентства занимает центральное место в системе власти РФ. Президентявляется Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент является высшим должностным лицом, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РФ в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президентом может быть избран гражданин РФ по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в РФ не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент избирается непосредственно народом на основе всеобщего свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Законодательная власть.В словаре политологии можно можно увидеть большое количество терминов, обозначающих политические институты законодательства—Конгресс (США), Национальное собрание (Франция), Палата представителей (Япония), Парламент (Сингапур), Конгресс депутатов (Испания) и так далее. Все это политологи определяют как законодательныесобрания, ассамблеи, легислатуры, или парламенты.В качестве политического термина слово ассамблея (вообще оно означает ‘собрание’) обычно ассоциируется с представительством и представительным управлением: во французском языке оно весьма близко понятию ‘народ’. Поэтому иногда этот термин относят только к нижней, избираемой всем обществом, палате в двухпалатных парламентах (как например, в Пакистане и Франции) или к единственной палате в однопалатном парламенте (как в Египте и Турции). Институты, формальноквалифицируемые как законодательные, редко обладают монополией на законотворчество. В той или иной степени этой функцией обладают иисполнительные органы—через такие инструменты, как декреты и указы (исполнительные распоряжения); и у всех них есть возможность влиять на официальный законодательный процесс, если вообще не определять его. Более того, законотворчество не является единственной функцией легислатур, и что интересно, это и не главная их функция.

Конечно, наиболее предпочтительным является термин ‘парламент’(от французского parlerговорить. Понятие ‘парламент’ подчеркивает еще один момент, присутствующий во всех этих институтах: независимо от того, каким объемом законодательной власти они обладают и как они выполняют свои представительные функции, законодательные собрания суть прежде всего дискуссионные собрания — форумы, на которых обсуждаются, порой самым тщательным образом, политические вопросы.

Один изключевых моментов любой политической системы —это то, как в ней определены взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью. Бывает ведь и так, что складывается форма ‘ассамблеи-правительства’, объединяющая исполнительную и законодательную власть и не имеющая отдельного исполнительного органа. Такая система, например, на какое-то время возникла при Робеспьере и якобинцах во время Французской революции и под влиянием радикально-демократической философии Руссо. В других случаях, например в ортодоксально коммунистических режимах, и законодательное собрание и правительство были самым безусловным образом подчинены ‘правящей партии’. Однако по отношениям между законодательной и исполнительной властью политические системы обычно относятся к одной из двух категорий это либо парламентская, либо президентская система государственного управления.

Большинство либеральных государств исторически приняли форму парламентской системы. Иногда к ним применяют понятие ‘вестминстерская система’, поскольку они создавались по образцу британского парламента. Парламентская система— это система, в которой государственное управление реализуется через парламент: из членов парламента формируется правительство, и это правительствопарламенту же и подотчетно.

Примеры стран —»чистых» парламентских республик можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия(это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года — африканское государство Кабо-Верде. Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх)выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

Парламентские системыне застрахованы от слабого правительства, как и от политической нестабильности в целом. Так обычно происходит, когда партийная система раздроблена, а избирательная система в очень большой степени пропорциональна. Например, в Четвертой республике Франции за 12 с небольшим лет сменилось 25 правительств, и ни одно из них не могло опереться на стабильное большинство в Национальном собрании, где коммунисты слева и голлисты справа были с равной степенью непримиримости настроены против самого режима республики. Такие же проблемы преследовали после Второй мировой войны Италию, где в высшей степени поляризованная многопартийная система обернулась тем, что за период между 1945 и 2001 г. в стране сменилось не менее 59 правительств.

На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик. в Европе Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия; в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак; в Африке Эфиопия; в Америке Доминика; в Океании — Вануату. Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Главной альтернативой парламентской системе является президентская система государственного управления. Президентские системы основаны на строжайшем соблюдении доктрины разделения властей. Это означает, что законодательные собрания и правительства формально независимы друг от друга и избираются отдельно. Классический пример — США, где так называемые ‘отцы-основатели’ были особенно озабочены тем, чтобы предотвратить возникновение слишком сильной исполнительной власти. Президентская система основана на разделении власти между ассамблеей и исполнительными институтами. Тем самым создается система, в которой две ветви власти находятся между собой в отношениях независимости и взаимозависимости.

Понятиепарламента, его структура и значение.Слово «парламент» впервые появилось в Англии (Parliament), хотя корень слова французский («parler» – «говорить», парламент – место, где разговаривают). Французы, создав свой парламент, «вернули» себе это слово. Другие источники выводят это слово от латинского «parlare» – говорить, разговаривать. И это тоже справедливо, т.к. французы «взяли» это слово у римлян.Что же стоит за этим понятием?

Чаще всего определяют парламент как избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный орган государственной власти в стране.

Раскрывая понятие парламента, обычно применяют термины: высший законодательныйипредставительный орган. «Представительный» означает, что в этом органе заседают представители страны – депутаты. А «законодательный» означает их действия – принятие законов. В последнее время в научной литературе представительная и законодательная функции подаются как несовпадающие функции. Слова «представительный и законодательный орган» стали означать разные проявления деятельности одного и того же органа, хотя совсем недавно казалось, что это «две стороны одной медали», и никто другой не может их осуществлять, и одно без другого не бывает. Все полагали, что без представительства нет законодательной функции и наоборот. А сейчас – одно может быть и без другого. Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности?

Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительной функцией сейчас понимается деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны.

Слово «парламент» универсально, оно применяется и понимается почти в любой стране мира. Но в разных странах, как мы уже говорили ранее, название этого органа может быть самым разным. Кроме слова «парламент» употребляется, например, термин «конгресс». Первыми его применили американцы, конгрессом называется парламент в Венесуэле, на Филиппинах. Применяются такие названия, как Палата депутатов (Люксембург), Национальное собрание (Португалия, Иордания, Южная Корея, Панама, Пакистан и др.). Термин Федеральное собрание применяется в федеративных государствах.

Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях. Иногда там подчеркивается его особый статус. Например, Ст. 41 Конституции Японии гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Конституция США закрепляет, что законодательной властью наделяется Конгресс США, который состоит из Сената и Палаты представителей. Роль и функции испанского парламента (Генеральных Кортесов) очень четко закрепляются Ст. 66 испанской Конституции. Там сказано, что «Генеральные Кортесы осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возлагаемые на них конституцией».

В некоторых конституциях вообще закреплено, чтопарламент не является единственным законодательным органом. Например, в Ст. 26 Конституции Греции сказано, что законодательная власть осуществляется палатой депутатов и президентом республики. Так или иначе, практически нет ни одного государства, за исключением стран с абсолютной монархией, где не было бы парламента, и если парламент есть, то основная его роль и функция – принимать законы.

Встречаются различные классификации парламента, но чаще всего начинают классифицировать парламенты по структуре. С этой точки зрения парламенты делятся наоднопалатные и двухпалатные.

Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов формирования второй палаты.Первый способ – формирование верхних палат путем прямых выборов с некоторыми особенностями. Так, например, верхняя палата конгресса США – Сенат, также как и нижняя, избирается гражданами страны, но не по территориальным округам, как Палата Представителей, а от каждого штата избирается по два сенатора.

Второй вариант формирования верхних палат – формирование посредством косвенных (непрямые, многоступенчатые) выборов. Наиболее характерные примеры – государственная практика Франции, Норвегии, Индии и других стран. Французский Сенат формируется трехстепенными выборами. Сенаторы Франции избираются на 9 лет депутатами Национального собрания, депутатами в Генеральных советах департаментов и депутатами муниципальных советов.

Третий способ формирования верхней палаты – формирование посредством назначения. Принцип назначения используется в Канаде, Иордании.

Четвертый вариант формирования верхней палаты иногда называют феодальным способом формирования, иногда – формированием по наследственному принципу. Верхнюю палату парламента Великобритании составляют обладатели различных дворянских титулов и званий, получивших право заседать в парламенте по наследству.

Важную роль в деятельности парламентов играют его руководящие органы. Руководителя палаты парламента чаще всего называют спикером,иногда председателем или президентом. Кроме спикера или председателя нижней палаты депутаты обычно избирают одного или двух вице-спикеров или вице-председателей. Также могут избираться секретари, которые редактируют и подписывают протоколы заседаний.

В процессе работы парламента могут создаваться парламентские комиссии или комитеты– это специальные органы, образованные из депутатов, главной целью которых является подготовительная работа по созданию и оценке законопроектов, а также для контроля за выполнением законов или для контроля за деятельностью исполнительной власти.

Единственным органом законодательной власти на Украине, является Верховная Рада Украиныоднопалатный парламент, состоящий из 450 мест. Комплектование депутатов проводится по партийным спискам (пропорциональная система) сроком на 5 лет.

Законодательнуювласть Российской Федерации осуществляет Федеральное собрание (парламент), состоящий из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.

Совет Федерации является представительным и законодательным органом. Он формируется путем делегирования двух представителей от каждого из 89 субъектов РФ. Совет Федерации выражает интересы регионов, служит посредником между Президентом РФ и Государственной Думой при принятии законов. Все принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению на Совете Федерации. Решение Совета Федерации считается принятым, если за него проголосовало большинство его членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на четыре года и работают на профессиональной основе. При этом 225 депутатов избираются по партийным спискам, а еще 225 – по одномандатным округам.
Постановление Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения федерального закона, пронятого Государственной Думой Советом Федерации, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Если же разногласия между палатами по федеральному закону преодолеть не удалось, то закон считается принятым, если при повторном голосовании проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования его в течение четырнадцати дней. Если же Президент отклонил поступивший для подписи закон, то Государственная Дума и Совет Федерации могут либо вновь рассматривать и дорабатывать закон, либо преодолевают вето Президента большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Президент обязан подписать иобнародовать федеральный закон в течение семи дней.

4. Исполнительная власть.В широком понимании исполнительная власть — это ветвь государственной власти, ответственная за «исполнение» законов и общих направлений государственной политики, принимаемых законодательной властью. Она охватывает собой целый ряд структур, начиная от главы государства, руководителей министерств и ведомств, системы государственной службы и кончая силовыми структурами, такими, как полиция и армия. Чаще, однако, этот термин употребляется в более узком смысле для обозначения более компактной структуры лиц, принимающих политические решения и отвечающих за общее направление и координацию государственной политики. Это ядро высших лиц государства называют политической исполнительной властью (приблизительный синоним понятия «действующее на данный момент правительство» или «администрация», если речь идет о президентских системах), отличая его от должностной исполнительной власти, или государственной службы. В отношении тех лиц и органов, что воплощают в себе высшее звено исполнительной власти, иногда используется термин «ядро исполнительной власти».

Исполнительная власть — это абсолютно необходимый атрибут государства. Политические системы могут функционировать без конституции, без законодательного собрания и суда, даже без партий, но без чего они не существуют, так это без правительства, ибо без правительства государству не выработать своей политики и, следовательно, не провести таковой политики в жизнь. Ресурс этой ветви государственного управления столь огромен, что, собственно, вся политическая история последних столетий стремилась найти ответ на вопрос, как найти для нее какие-то сдерживающие начала: в одних случаях это было сделано через конституции, в других — через законодательные собрания. Весьма многие граждане общества из мира политики знают лишь то, что официальные представители исполнительной власти, особенно главы правительств,это лицо политической системы. Правительство — это своего рода политический лидер общества — роль, которая в наше время стала тем заметнее, что государство взвалило на себя груз колоссальной ответственности как во внутренней, так и во внешней политике, а средства массовой информации освещают политику не иначе как через личности. Но одновременно развивается и противоположный процесс: надежды и ожидания, возлагаемые на правительства, столь огромны, что в очень многих политических системах лидерам все сложнее ‘делать дело’. Потом выясняется, что общество разочаровано как в политике, так в особенности и в политиках.

Исполнительная власть есть ветвь государственной системы управления, отвечающая за«исполнение», то есть осуществление политики.На практике, однако,сфера ее ответственности куда шире и сложнее, чем предполагает это определение. Сложной является и структура исполнительной власти. Во-первых, в системе исполнительной власти есть «политические»и «бюрократические» элементы, то есть политики и государственные служащие, или, если шире, сфера политики и администрации. Во-вторых, внутри исполнительной власти существуют свои деления по статусу и сферам ответственности. Исполнительная власть, как правило, «пирамидальна» и организована иерархически: здесь, попросту говоря, всегда кто-то более, а кто-то менее «важен».

Слово«правительство», казалось бы, понятно каждому человеку и не требует особой расшифровки. Однако же дать определение этому понятию непросто, потому что в отличие, скажем, от парламента, который в любой стране представляет одно и то же (орган, издающий законы), понятие«правительство»не однозначно. Сложность в том, что в разных странах это слово обозначает совсем не равнозначные органы по их властным полномочиям, по способу формирования и по месту в системе государственного механизма. Если взять самый простой смысл этого слова, на бытовом уровне, правительство – это люди, которые правят страной, – это центральный орган управления государством.

В самом распространенном понимании, правительство – это исполнительная власть, это то, что в большинстве стран мира обозначается понятием совет министров, кабинет министров.

Однаков ряде стран понятие «правительство» обозначает более высокий уровень управления. Например, английское слово «government» означает весь государственный механизм и включает как исполнительную власть, так и законодательную и судебную. Правительство – это вся государственная машина, исходя из трактовки этого понятия американцами.

В языках, близких русскому (украинском, белорусском), есть слова «уряд» и «урад», которые дословно переводятся как правительство. На самом деле это тоже более широкое понятие. Это все государственные структуры, которые управляют. Например, в Минске есть Дом правительства (Дом урада), в котором одно крыло, по традиции, занимало и занимает собственно правительство (Совет министров), а второе крыло – законодательная власть (парламент). Таким образом, слово «правительство» может охватывать и более широкое понятие, чем совет или кабинет министров.

Однако, внаиболее распространенном понимании правительство– это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. Он координирует различные направления властной деятельности, управляет самыми разными отраслями жизни: обороной, охраной общественного порядка, иностранными делами, экономикой, образованием, культурой и т. д.

Тот орган, который мы именуем правительством, по-разному называется в каждой отдельно взятой стране. Чаще всего применяются такие стандартные наименования, как: Совет Министров (Индия), Совет Министров или правительство (Франция, Куба), просто Правительство (Чехия, Колумбия), Кабинет (Япония). В некоторых странах есть название Государственный Совет (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Под видами правительствпонимают, чаще всего, разновидность их по партийному составу – соответственно партийные и беспартийные.Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ.

Парламентский способ образования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее известна английская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Уточним, что это может быть не обязательно лидер партии. Это может быть лидер коалиции, блока. В любом случае, есть некий государственный деятель общегосударственного масштаба, который опирается на большинство в парламенте.

Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то ситуация усложняется. В таком случае глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции и кто из руководителей фракции может возглавить либо организовать вокруг себя эту коалицию.

В ряде стран для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей и стать законным и легитимным правительством, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Поддержка оформляется в виде вотума доверия составу правительства, лидеру правительства и программе правительства. Такая модель, когда необходимо получить вотум доверия, называется «позитивным парламентаризмом» и применяется в Греции, Италии, Польше, Турции и др.

В других странах Европы применяется принцип так называемого «негативного парламентаризма». Это означает, что правительство не должно получать вотума доверия, а действует после формирования до тех пор, пока не будет предъявлен вотум недоверия. Считается, что правительству доверяют до тех пор, пока специально не проголосуют о недоверии. Такая система существует в Дании, Голландии, Норвегии. Там правительство сразу приступает к исполнению своих функций после утверждения главой государства (монархом). При такой ситуации возможно и существование правительства меньшинства. Оно будет действовать до тех пор, пока большинство не решит его сместить.

Глава правительства в разных странах называется по-разному. Самое популярное наименование – Премьер-министр (Украина, Беларусь). Кроме этого, есть такие названия, как Председатель совета министров (Италия), Председатель правительства (Испания и Чехия), Канцлер (Германия). При парламентарной форме правления роль и значение главы правительства очень велики.

Формально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы государства в парламентских республиках и конституционных монархиях. Во всяком случае, он определяет основную внутреннюю и внешнюю политику государства и реализует ее на практике.

Задача политического звена исполнительной власти заключается в том, чтобы «вести общество вперед», осуществлять в нем политическое лидерство. Данный уровень власти можно представить как «командную высоту» государства — самое его ядро. Эта роль распространяется на самые разные области, и членам политического звена исполнительной власти всегда приходится исполнять несколько функций, подчас одновременно. Наиболее важными из этих областей являются:

• обязанности церемониального характера

• контроль за осуществлением политики

• политическое лидерство, каким его видит общество­

• управление государственной службой

• принятие решений в кризисных ситуациях

Исполнительную власть в Украине осуществляют Кабинет Министров Украины — правительство. Премьер-министр Украины является главой Кабинета министров — высшего органа исполнительной власти. Согласно поправкам к Конституции, с 2006 года власть Президента ограничена, ряд его полномочий были разделены между Правительством и Парламентом — Верховной Радой.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласования Государственной Думы.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнение федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспечиванию обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечиванию законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

ЛНР — унитарная республика президентского типа(глава государства, избираемый прямым голосованием, является одновременно главой исполнительной власти). Основным законом государства является Конституция, принятая 18 мая 2014 года. Основные институты государственности Луганской Народной Республики находятся в процессе формирования.

По конституции главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является глава Луганской Народной Республики. При этом согласно ч. 1 ст. 75 Конституции ЛНР существует отдельная должность главы исполнительной власти — Председатель Совета Министров.

Глава ЛНР избирается сроком на пять лет тайным голосованием на всеобщих прямых выборах, один и тот же человек не может занимать этот пост более двух сроков подряд. Глава ЛНР назначает Председателя Совета Министров и его заместителей, по представлению Председателя Совета Министров назначает министров и руководителей иных органов исполнительной власти. В правительство входят министры (возглавляют министерства) и главы ведомств, не имеющие министерской должности, но официально приравниваемые к министрам по статусу. Количественный состав и структура правительства не регламентированы законодательно и определяются главой республики.

5. Лидерство. Над проблемой политического лидерства витает множество вопросов. Насколько лидерство совместимо с принципами свободы и демократии? Оно вдохновляет и мотивирует людей или лишает их инициативы и подавляет? Восхищаться ли нам сильными лидерами или опасаться их? За подобными вопросами стоят разные представления о политической природе лидерства. Здесь можно выделить четыре теории, которые рассматривают лидерство как:

• набор политических навыков.

В традиционном понимании лидерство являет собой редкий, но естественныйдар. Как сказал Аристотель, «люди с минуты рождения судьбой предназначены к тому, чтобы одним повелевать, другим повиноваться». Здесь, в этой традиции, речь идет о чисто личностных качествах лидера, которые мы часто видим у тех людей, что являют собой тип «избранников судьбы». Крайнюю версию этой концепции представляют собой фашистские идеи о «фюрере» — верховном вожде (это всегда мужчина), который только и способен повести массы к высшей цели — представление, в чем-то восходящее к концепции Фридриха Ницше о «сверхчеловеке», что возвысился над «стадными инстинктами» расхожей морали и достиг полного господства над самим собой. В более умеренной форме эта же традиция толкует о харизме, понимаемой как власть и авторитет личности. Классические примеры харизматических лидеров часто усматриваются в таких фигурах, как Гитлер, Кастро, Насер и Тэтчер, но нечто харизматическое можно видеть и в каких-то моментах политического поведения других лидеров, например, в знаменитых «разговорах у камина» Ф. Д. Рузвельта, вообще в той способности держаться перед телекамерами, которой обладают едва ли не все современные политические руководители. К сожалению, куда меньше лидеров, подобных Нельсону Манделе (Государственный и политический деятель Южно-Африканской республики (ЮАР), бывший президент ЮАР (1994-1999), один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме). и Далай Ламе(духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира), авторитет которых зиждется на их сугубо нравственных качествах.

Современная политология и политическая психология весьма часто занимает позиции, близкие к этому подходу, и концентрируют внимание главным образом наличностных качествах лидеров.

Одна из наиболее ранних научных попыток в этом направлении была предпринята Зигмундом Фрейдом и Вильямом Буллитом в их весьма спорном психологическом портрете президента СШАВудро Вильсона. Другой пример — работа Гарольда Лассуэлла «Психопатология и политика», где утверждалось, что в своей деятельности лидеры движимы внутренними почти патологическими конфликтами, которые рационализируются лишь на уровне публичных действий. Не так давно оживленную полемику вызвало исследование политического лидерства, предпринятое Джеймсом Барбером. Отталкиваясь от того, что он назвал «президентским характером», Барбер дал своего рода типологию американских президентов по следующим двум параметрам: (1) сколь «активны» или «пассивны» они были в исполнении своих

обязанностей (насколько ревностно и энергично они их выполняли) и (2) сколь «позитивно» или «негативно» они относились собственно к своему президентству, его политической миссии. Было выделено четыре типа:

Примеры «активно-позитивного» типа включают Кеннеди, Джорджа Буша-старшего и Клинтона. «Активно-негативный» тип представлен Хардингом и Рейганом. Никсон попал в категорию «пассивно-позитивных» президентов, а Кулидж и Эйзенхауэр — «пассивно-негативных». (Слабое место теории Барбера, однако, заключа ется в том, что он, похоже, пренебрегает вероятностью того, что президентство может измениться: так, можно сказать, Джордж Буш-младший начинал как «пассивно-позитивный» президент, но после террористической на США 11 сентября 2001 г. явно перешел в тип «активного».

С точки зрения этого социологического подхода, лидерами не рождаются, лидером человека «делает» общество, определенные социально-исторические обстоятельства. Здесь не лидер навязывает свою волю обществу, скорее наоборот, сам он выступает носителем общественной необходимости. Более всего такой подход характерен длямарксизма, в котором общество развивается под воздействием экономических факторов и классовой борьбы. Для этой теории важна не личность лидера, важны те общественные интересы, которые он выражает. Маркс, правда, видел одно исключение из этого правила — бонапартизм, как он сложился во Франции после государственного переворота, осуществленного Луи Бонапартом в 1851 г. В возникшем режиме Маркс тогда усмотрел чисто личную диктатуру, ставшую возможной в тот особый исторический момент, когда буржуазия утратила власть, а пролетариат был недостаточно готов к тому, чтобы взять ее в свои руки. Но даже и в этом случае Маркс полагал, что диктатура Луи Бонапарта все же выражала классовые интересы, а именно — интересы численно преобладавшего в тогдашней Франции класса мелкого крестьянства. Аналогичным образом Троцкий, анализируя режим сталинизма в СССР, писал о том, сколь большую роль ввозвышении Сталина сыграл государственный аппарат. Весьма близко к этой же теме стоит еще одна идея: лидеры суть продукт коллективного поведения. Как некогда писал в своей работе «Толпа» Густав Лебон,лидеры всегдаследуют за массой, но никогда не наоборот.

Третья концепция лидерства истолковывает этот феномен чисто технически и рационалистически. Современные крупномасштабные организации требуют специализации функций и разделения труда, а это в свою очередь создает иерархию должностей и обязанностей. Неизбежно возникающее в такой среде лидерство по своей природе весьма близко к тому, что Вебер называл рационально-правовой властью: оно всегда более или менее безлично и зиждется на формальных, четко прописанных, правилах. Здесь нужно вспомнить, что когда государственное управление приобрело конституционный характер, политические лидеры и в самом деле получили в свое распоряжение сильнейшие бюрократические аппараты. Нужно лишь сказать, что такое «бюрократическое» понимание лидерства вступает в известное противоречие с демократическим процессом, который вынуждает лидеров, дабы завоевать и удержать власть, напротив, демонстрировать свою харизму, свои чисто личностные качества.