Политический режим современной России: от авторитаризма к демократии – тема научной статьи по политологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

0
54

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Юлия Андреевна

В статье рассмотрена специфика политического режима современной России. На основании анализа основных тенденций определяется тип текущего политического режима России и приводится ряд факторов, сдерживающих развитие демократии в РФ.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чернышева Юлия Андреевна

Текст научной работы на тему «Политический режим современной России: от авторитаризма к демократии»

Политический режим современной России: от авторитаризма к демократии Чернышева Ю. А.

Чернышева Юлия Андреевна / Chernysheva Yulia Andreevna — студент, кафедра политологии и политического управления,

Институт общественных наук,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрена специфика политического режима

современной России. На основании анализа основных тенденций определяется тип текущего политического режима России и приводится ряд факторов, сдерживающих развитие демократии в РФ.

Ключевые слова: политический режим, гражданское общество, демократия, авторитаризм, политическая элита, политическая культура.

Политический режим — это главное политико-правовое явление современности. Именно политический режим обозначает характер реализации политической власти, взаимодействие «государство-общество-личность», гарантии реализации основных прав человека и многое другое. В политической науке принято выделять три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и

демократический. Для каждого из них свойственны свои специфические черты, формирующиеся в определенных политических, социально -экономических условиях, исходя из особенностей исторического развития данного общества.

По нашему мнению, сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в полной мере причислить к одному из трех представленных типов. Пройдя в своем развитии и по пути авторитаризма, и тоталитаризма, Россия стремится выйти на качественно новый уровень -построить развитую демократическую политическую систему. Однако процесс этот крайне нелегок, и требует радикального изменения законодательства и долгого воспитания населения в духе демократии. Данная статья посвящена некоторым аспектам эволюции современного политического режима в России.

Демократия может быть построена только в условиях соответствующего правового поля. Конституция РФ, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года, провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанностью государства [1, с. 3]. Также Основным законом гарантированы политические свободы, в том числе свобода слова, совести, собраний, организаций и т. д. Никакая идеология, никакая религия не могут быть признаны в качестве государственных. Таким образом, Конституция РФ по своему содержанию ничуть не уступает конституциям стран развитой демократии и уже хотя бы в этом смысле, как показывает практика, создает благоприятную среду для построения гражданского общества и развития демократических институтов.

Тем не менее, на протяжении существования СССР строго противопоставлялись коммунистическая и капиталистическая модели развития. Западная демократия подвергалась острой критике, но в 1990-е именно ее, по сути, одномоментно попытались внедрить в политическую практику и общественное сознание. Следовательно, современная Россия пришла к демократии не эволюционным путем, который предполагает плавное и безболезненное внесение изменений в систему, а скорее резким, в некоторой степени революционным. Однако ни политическая сфера, ни общественность не были в состоянии среагировать в полной мере на кардинальные изменения.

Именно поэтому в российских условиях сложился уникальный симбиоз советской модели и новой демократической реальности.

Реформы в 1990-ые гг. совпали с резким ухудшением уровня жизни граждан, что породило в широких общественных кругах точку зрения о невозможности реализации на российской почве демократических идей. 2000 -ые гг. стали временем экономической и политической стабильности. Демократическая политическая культура в нашей стране окрепла. При этом в ней закрепился ряд специфических черт.

Согласно социологическим опросам, в 2008 году в России сильное государство и авторитетный глава страны ценились выше, чем соблюдение гражданских прав и свобод [2, с. 115]. По состоянию на 2015 год, свыше 70 % россиян по-прежнему готовы пожертвовать своими правами, ради наведения порядка в стране, сильным лидерам [3]. Подобное мнение, отличное от западного, на наш взгляд, объясняется особенностями исторического развития государства и менталитетом российского общества.

До сих пор не решены проблемы, которые объективно назрели еще в последние годы существования Советского Союза. Например, разрыв между политической элитой и обществом в целом. Также в условиях капитализма и демократии должен снизиться уровень участия государства в общественной жизни. Однако в массовом сознании россиян до сих пор велики иждивенческие настроения — мы рассчитываем, что государство обеспечит нас бесплатным качественным образованием, предоставит рабочие места исходя из наших предпочтений, даст бесплатную медицинскую страховку, жильё и т.п., но при этом, такие блага, исходящие от государства, трудно себе представить в странах развитой демократии (Западная Европа, США).

Серьезно тормозит процесс трансформации политического режима РФ тот факт, что после развала Советского Союза и создания Российской Федерации не произошло существенного обновления состава политической элиты. Основу политической элиты России по-прежнему составляет финансовая олигархия, «сырьевики» и представители силовых структур.

В то же время можно отметить и позитивные черты российской демократии -ее адекватность и реальное соответствие интересам большинства. Уже сегодня существует ряд общественно-политических организаций, активно и конструктивно сотрудничающих с государством по общественно значимым вопросам. Вводятся платформы для реализации процедур прямой демократии -например, проект «Активный гражданин» [4], созданный по инициативе Правительства Москвы и курируемый лично мэром Москвы — С.Собяниным. Данный проект позволяет москвичам решать вопросы благоустройства своего района и города, решать вопросы об изменениях в работе больниц, школ, детских садов, библиотек и др. Конечно, эти примеры пока не позволяют говорить о сложившемся зрелом гражданском обществе в России, но они позволили значительно расширить рамки участия граждан в принятии политических и управленческих решений.

К таким гражданским организациям, активно оказывающим влияние на политическую сферу, можно причислить, например, Общероссийский народный фронт. ОНФ, созданный в 2011 году по личной инициативе Владимира Путина, за время своего существования отличался не только активной работой в регионах (по вопросам определения удобного графика работы госучреждений или установления необходимых дорожных знаков), но и активной борьбой с произволом чиновников на всех уровнях (предложение по урезанию «золотых парашютов» в Челябинской области [5] и требование запрета на выделение средств из бюджета региона на поддержание личного пиара в Поволжье [6]). Но при этом, согласно данным Левада-центра в 2015 году, о деятельности ОНФ 45% респондентов услышало

впервые в ходе самого опроса [7]. Данная статистика свидетельствует о том, что для России актуальной остается проблема политического абсентеизма. На наш взгляд, в преодолении пассивности населения весомая роль должна принадлежать политическим партиям и парламенту. Гегемония «Единой России» в нескольких последних избирательных кампаниях, вполне возможно, оттолкнула часть электората от участия в выборах. Вероятно, эту ситуацию может изменить упрощение требований к образованию политических партий, что дает большую возможность политической инициативы для граждан, придерживающихся оппозиционных взглядов.

Итак, говоря о политическом режиме современной России, следует отметить его переходное состояние. Подобный тип принято называть гибридным, или смешанным, указывая на то, что данная форма обладает чертами демократии, пришедшей на смену авторитаризму. Существующий сегодня в России политический режим своим центром имеет сильного лидера, которому народ в определенных обстоятельствах готов делегировать чрезвычайные полномочия, даже в ущерб собственным правам. Парламентское большинство современной России является лояльным исполнительной власти, поддерживает Президента РФ, но при этом официальный политический курс подчеркивает важность наличия оппозиции, а в некоторых аспектах даже пытается стимулировать ее деятельность. Таким образом, современный политический режим не изжил окончательно противоречий, обусловленных резким переходом к демократическому строю. Но в этом направлении ведется поступательное движение и наметился ряд позитивных тенденций.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. М.: Айрис Пресс, 2013. — 64 с.

2. Магун В. С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян и других европейцев (по материалам опросов 2008 года) // Вопросы экономики. 2010. № 12.

3. Левада-центр [Электронный ресурс] «Выборы: готовность голосовать, перенос, электоральные предпочтения» (24.06.2015) URL: http://www.levada.ru/old/24-06-2015/vybory-gotovnost-golosovat-perenos-elektoralnye-predpochteniya (дата обращения: 19.01.2016).

4. Активный гражданин [Электронный ресурс] URL: https://ag.mos.ru/

5. Телефакт — агентство новостей [Электронный ресурс] — ОНФ возмутили размеры «золотых парашютов» чиновников. URL: