Политический режим: понятие и типологизация

0
74

Политический режим — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод граждан, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических решений, способы формирования политических институтов, методы переработки политических решений.

Существуют различные классификации и типологизации политических режимов.

Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии (схема 1).

Термин «диктатура» (лат. — неограниченная власть) даёт содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.

Демократические режимы (греч.demos — народ и cratos — власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Современная демократия отличается от античной. Её главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объёме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и париям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причём единственным законодательным органом считается парламент; 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.

В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы.

К традиционным системам могут быть отнесены монархии в странах третьего мира. Однако не все современные монархические режимы являются традиционными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах — Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах. В Свазиленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королём.

Авторитарно-бюрократические системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70-80 гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).

Сегодня система конкурирующей олигархии существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияние на результаты борьбы за власть между различными группами элит.

К эгалитарно — авторитарным системам в настоящее время можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).

Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах — Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии.

Тоталитаризм как исторический и политический феномен

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

В 1956 году два американских политолога — К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества — мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. — подчинены идеологии.

2. Монополия на власть единой массовой партии. Строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.

3. Система террористического контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом.

4. Всеобъемлющий контроль над вооружёнными силами.

5. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации — прессой, радио, кино, литературой и др.

6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Истоки тоталитаризма — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма — «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах — в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и германии.

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма — ленинизма, которая утверждала: 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране.

«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма.

Авторитарный политический режим

Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas — власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Существенными чертами авторитаризма являются:

1. монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчётна;

2. полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

3. сильно централизованная монистическая структура власти;

4. сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

5. наследование и кооптация правящей элиты;

6. отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

7. использование силовых структур для удержания власти.

Основные причины широкого распространения авторитаризма можно классифицировать на социально-экономические и социокультурные. К социально-экономическим причинам относятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества.

К социокультурным причинам относятся: большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации.

По характеру и степени плюрализма, который проявляется в партийной системе, авторитаризм подразделяется на реально однопартийный, однопартийный «полуконкурентного» типа и псевдопартийный.

Специфика однопартийного режима «полуконкурентного» типа заключается в том, что избирательная система и электоральный процесс построены таким образом. Что на выборах президента или депутатов в парламент реальными шансами на победу обладают лишь кандидаты, одобренные руководством доминантной партии.

Исходя из структуры правящего блока, и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские, и бюрократические режимы.

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной власти в руках военного совета. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность. Им не удаётся мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решить проблемы, связанные с институционализацией власти (страны Африки, Востока, Латинской Америки).

Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины 1972-1985). Следствием нестабильности олигархических режимов являются перевороты или гражданские войны.

Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Такой режим рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики (Варгас в Бразилии, Насер в Египте).

При бюрократическом режиме главную роль при принятии важных решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительской власти практически не существует. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество.

Разновидностью бюрократического режима является бюрократический авторитаризм (пиночетовский режим в Чили).

В отечественной политической науке середины 90_х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д) коррупция во всех эшелонах власти; е) сильно ограниченная и сведённая к минимуму роль представительных органов власти обществу; з) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие «демократия» в его классическом виде к современной России неприменимо. Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают на существенные отличия российской демократии от классических образов.

Отечественный политолог А.П. Цыганкова применяет концепцию делегативной демократии к анализу политического режима в России. При таком подходе обнаруживаются в российской политической действительности многие характерные черты в обществе отношений и связей потронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. роль представительных органов власти делегативной демократии. Определение складывающегося в России режима как гибридного является более точным. Такой режим носит переходный характер и может эволюционировать в различных направлениях. Наиболее правдоподобнее выглядят прогнозы о становлении популистского авторитаризма и продолжении постепенного перехода к демократии. Выбор альтернативы развития будет во многом определяться политическими предпочтениями российского общества и, в том числе, политическими позициями молодёжи.

Теории и модели демократии. Демократический режим

Демократия — это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.

Всё многообразие теоретических моделей современной демократии тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли 17-19 вв. Это либерально-демократическая и радикально — демократическая теория.

Либерально-демократическая и радикально-демократическая теории представлены лишь, в общем, и огрубленном виде, но они позволяют увидеть за внешним многообразием существующих современных моделей демократии единство в истоках.

Наиболее распространенные и используемые сегодня в политической науке теоретические модели демократии: конкурентная элистическая, демократия Липсета-Лернера, «полиархическая» демократия Роберта Даля, экономическая модель демократии Энтони Даунса, демократическая модель «прав человека», институционная модель «интегративной демократии».

Несмотря на всё многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму.

1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.

2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.

3. всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.

4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путём.

7. Признание решающей роли большинства при учёте интересов меньшинства.

Демократия возникает и сохраняется при наличии определённых условий: 1) высокий уровень экономического развития; 2) наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства; 3) согласие общества относительно таких ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности; 4) ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или. Доминирование активистской культуры.

33. Политическая идеология. Понятие, содержание и место идеологии в политической жизни общества.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Различают следующие уровни политической идеологии:

— теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

— программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;

— актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.

Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:

— либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

— консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

— социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.

Современная идейно-политическая жизнь несводима к функционированию и взаимодействию основных идеологий. В ней существуют и более «мелкие» явления: какие-то новые тенденции, различные течения внутри или на стыке идеологий, какие-то новомодные теоретические веяния, не похожие ни на одну из классических идеологий, а также и более крупные «блоки», отвечающие времени целые направления мысли, объединяющие (или оказывающие влияние на) сразу несколько идеологий. Пример – сегодняшнее сближение либерализма и консерватизма.