Педагогическое общение — стили: демократический, авторитетный, либеральный

0
373

Методы обучения, или же стили педагогического общения, — это образовательные принципы и стратегия ведения урока в классе. Использование различных подходов началось в XX веке. Этому поспособствовали научные исследования. Как только стало понятно, что все учатся по-разному, стало очевидно, что и преподавать тоже нужно по-разному. Об этом пишет портал «CogniFit».

Два философа, Джон Локк (Some Thoughts Concerning Education) и Жан-Жак Руссо (On Education), разработали теории того, как обучать, ещё в XVIII веке. Сегодня, благодаря этим мыслителям, мы имеем представление о различных стилях педагогического общения.

Локк считал, что самое главное — это выработка характера, развитие воли и дисциплины. Руссо же верил, что образование должно быть построено вокруг взаимодействия ребёнка с окружающим миром, а обучение должно меньше зацикливаться на учебниках.

Виды педагогических стилей общения

Типы темперамента человека и их краткая характеристика

Умение преподавателя находить общий язык с учащимися демонстрирует его профессиональную компетентность. На выбор стиля общения влияют возраст учеников, их поведение и характер излагаемой информации. При выборе стратегии поведения важную роль играет отношение учителя к подопечным: положительное, отрицательное или пассивное.

В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.

Демократический

Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. Главная задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.


Учитель вместе с детьми

Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.

Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.

Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения.

Авторитарный

Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию. Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора. Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.

Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.


Строгий учитель у доски

Либеральный

Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.

Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.

Смешанный тип

Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.

Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности.

Невербальный тип общения

Это язык нашего тела. Все то, что нельзя (или не хочется) передать словами. Очень часто такое общение является более красноречивым. Однако не для всех. Ученые доказали, что женщины более восприимчивы к невербальному типу общения. Проще говоря, они лучше умеют читать людей «между строк». В качестве примера можно привести опыт, в котором участвовали супружеские пары. Их разделили по половому признаку и дали послушать несколько вариантов плача ребенка. Женщины сразу различили, где малыш плачет от голода, а где ему мешают мокрые пеленки. Тогда как мужчины не смогли определить причину недовольства детей. До них дошел только вербальный контакт ребенка.

Кстати, невербальный тип общения очень активно изучается наукой. Можно назвать несколько направлений, которые трудятся над распознанием языка тела человека:

  • Такесика – изучает причины прикосновений в ходе общения (объятья, поцелуи, прикосновения, рукопожатия, отталкивания).
  • Кинестика – определяет внешние проявления человеческих эмоций и чувств. Жестика изучает движения некоторых частей тела, мимика – движение мышц лица, пантомимика вникает в моторику всего тела: походку, позы, осанку.
  • Проксемика – изучает значение дистанции людей при общении. То, насколько близко человек расположен к собеседнику в разговоре, определяет его отношение к последнему.

Всего существует четыре типа дистанции между людьми:

  1. Интимная зона. Составляет 15-45 сантиметров. Допускаются в нее лишь хорошо знакомые, близкие люди. Для этой зоны характерны тактильный контакт, доверительность, негромкий голос, прикосновение. Наука утверждает, что нарушение интимной зоны человека влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме: повышенное выделения адреналина, учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Если человек преждевременно вторгся в интимную зону, это всегда воспринимается как покушение на неприкосновенность. Случается, что в переполненном транспорте люди находятся слишком близко друг к другу, что приносит дискомфорт некоторым пассажирам. Психологи советуют в моменты пробок отвернуться от попутчиков, вторгшихся в вашу интимную зону, не смотреть в глаза и не разговаривать с ними. Так поездка пройдет для вас существенно легче.
  2. Персональная или личная зона. Составляет 45-120 см. Подходит для повседневной беседы с коллегами и друзьями. Предполагает исключительно визуально-зрительный контакт между людьми, которые поддерживают разговор.
  3. Социальная зона. Составляет 120-400 см. Соблюдается обычно во время официальных встреч во всевозможных служебных помещениях при общении с теми, которых человек не очень хорошо знает.
  4. Публичная зона. Составляет более 400 см и подразумевает общение человека с большой аудиторией и группой людей. При этом некоторые люди могут быть гораздо ближе к оратору. Однако нельзя допускать, чтобы человека вплотную окружало большое количество народа. Многие морально теряются в толпе.

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

Психологическая структура общения


Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов

При характеристике структуры общения обычно выделяют три ее стороны:

  • Перцептивная, когда происходит восприятие и оценка личностью социальных объектов (партнера, общностей людей). От меры понимания поведения собеседника зависит успех организации с ним согласованных действий.
  • Коммуникативная, когда действия личности сознательно ориентируются на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.
  • Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга контактирующих личностей.

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как вести себя в новом коллективе

Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми

Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.

Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.

У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.


Новый учитель

Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.

Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.

Вербальный тип общения

Это самый привычный способ передачи информации у людей. Младенец при помощи крика сообщает маме о том, что он проголодался или пора менять пеленки. Молодой человек просит руки у своей девушки, произнося заученные слова. Его поведение давно сообщало о серьезных намерениях, но отсутствие признания не позволяло возлюбленной говорить о том, что она – невеста. При помощи слов принимают на работу, сообщают о повышении оклада и провожают в последний путь. Однако одну и ту же новость можно сказать совершенно по-разному. Грустно, весело, с чувством значимости, гордости, презрения и даже прокричать. И слова поменяют свою эмоциональную окраску.

Например, фраза «как дела» может означать и серьезную обеспокоенность (если спрашивают у больного), и простую формальность (интересуясь у знакомого на улице), и проявление внимания (когда молодой человек спрашивает у хорошенькой сотрудницы). А если добавить к этому еще и соответствующую интонацию, то собеседник может получить гораздо больше информации, чем было заложено в предложении.

Вербальный тип общения разделяется на три группы:

  • Смысл слов. Здесь главную роль играет правильная постановка фразы, грамотное использование слов. Все это зависит от окружения, воспитания и настроения человека в данный момент.
  • Выразительные качества голоса. Под этим термином подразумеваются плач, смех, вздохи, шепот и даже молчание. Согласитесь, что при помощи этого нехитрого перечня инструментов вербального общения можно добиться от собеседника многого.
  • Речевые звуковые явления. Это и модуляция высоты голоса (резкая, плавная), темп речи, интонация, тембр и дикция. Словом, все то, во что мы облекаем слова для большего понимания смысла окружающими. К примеру, фраза «Иванов – обманщик», произнесенная тихим голосом, может не вызвать никакого внимания. А если вы прокричите те же слова в рупор на демонстрации? Уверены, эффект будет более результативным.

Плохие манеры

  • Держать себя в лучах прожектора. Человек любит говорить о себе. Но если вы хотите быть вежливым человеком, то этого делать не стоит. Говорите о других. Пусть они почувствуют, что вам небезразлично их мнение и их жизненная история.
  • Сплетни. Хотите прослыть культурным человеком? Тогда избавьтесь от привычки сплетничать. Не передавайте слухи другим и прерывайте собеседника, если он будет рассказывать вам недостоверные факты из жизни ваших общих знакомых.
  • Мат. Культура человека познается по тому, как он умеет говорить. Если персона не может связать двух слов без мата, значит, словарный запас этого человека удивительно скуден.
  • Повышенный тон. Если вы хотите заслужить доверие и симпатию человека, вы не должны переходить на крик. Свое мнение можно доказывать тихим и спокойным тоном. Если человек срывается, значит, у него закончились аргументы и он применяет единственно оставшееся средство – устрашение оппонента.
  • Пренебрежение. Не показывайте человеку, что он вам неприятен, это некрасиво. У всех людей было разное воспитание и разная судьба. Не стоит плохо относиться к персоне, которой повезло меньше, чем вам.

Авторитарно-либеральный стиль руководства в организации

Характеризуется определенной двоякостью при принятии управленческих решений. С одной стороны, менеджер предоставляет своим сотрудникам максимум свободы при решении производственных вопросов. Но в то же время требует положительных результатов, не вникая в проблемы и не возлагая на себя ответственность.

Такой либерально-попустительский стиль руководства нередко приводит к самоволию и анархичному поведению его заместителей по отношению к сотрудникам.

Понятие и компоненты эмоционального благополучия

Эмоциональное благополучие – это не просто эмоциональное здоровье. Это одна из его составляющих. Уверенность, самоконтроль, вера в успех и готовность преодолевать препятствия, чувство защищенности и нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги – традиционные психологические признаки эмоционального благополучия.

Можно подумать, будто такой ребенок обязательно должен быть доброжелательным, всегда энергичным и трудоспособным. Конечно же, у него тоже могут быть спады в активности и периоды покоя. Понятие эмоционального благополучия предполагает, что ребенок самостоятельно определяет оптимальный для себя уровень активности, полностью контролирует себя в жизненных ситуациях, адекватно оценивает сложившуюся вокруг обстановку.

Нельзя считать, будто факторы эмоционального благополучия формируются сами по себе. Согласно имеющимся исследованиям психологов, дети без опеки сильнее выражают агрессию, недоверие, страдают повышенной тревожностью. Это значит, что роль родителей и воспитателей – одна из основоположных, без неё обойтись нельзя. Здоровая оценка эмоционального благополучия в будущем определяется именно отношением родителей к его формированию.

Манеры делового общения

Какой человек вам кажется серьезным? Такие персоны имеют хорошее представление о правильных манерах общения. Человек, который хочет, чтобы его воспринимали всерьез, будет стараться выглядеть серьезно. Его жесты будут открыты, но при этом взгляд и голос будут жесткими и властными. Таким образом, персона будет выражать свою уверенность в себе. Человек, который хочет добиться успеха в деловом мире, должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и не поддаваться на всевозможные провокации. Манеры общения делового человека сводятся к дружелюбию, откровенности, открытым жестам, уверенным движениям и властной интонации. Общаться с таким человеком будет приятно, но одновременно страшно. Собеседнику будет казаться, что его оппонент выше и сильнее. Причем это деловой человек должен внушать на подсознательном уровне, а на сознательном уровне разговор должен быть легким и приятным.

Определение

Манера общения – это многосоставной образ. Из чего он складывается? Из тембра голоса, из умения владеть своей речью, мимикой и жестами. Собеседник дает своему оппоненту оценку не только на основании его речей, но и на основании того, как человек держится. За 10 минут личного общения с персоной о ней можно узнать намного больше, чем за полгода переписки. Люди своим поведением могут производить хорошее впечатление, а могут испортить представление о себе. Причем тут большую роль играют не содержание речей, а их оформление. С милым дурачком порой общаться намного приятней, чем с задающимся интеллектуалом.

Существующие способы общения

Вообще способы, которыми мы общаемся, могут меняться в зависимости от ситуации и того эффекта, которого мы хотим достичь. Происходит это посредством слов и невербальных сообщений. Большинство психологов признает четыре стиля общения:

  • пассивный;
  • агрессивный;
  • пассивно-агрессивный;
  • ассертивный.

Некоторые психологи говорят и о пятом — манипулятивном стиле. Мы предлагаем вашему вниманию подробную информацию о каждом из них!

Мимика и жесты

Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую – невербально. Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать невербальные сигналы. Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Принимайте открытые позы. Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице. Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей. Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.

Хорошие манеры общения

Какие бывают манеры общения? Для каждого вида и стиля они будут своими. Но самое классическое разделение – это хорошие и плохие. Какие манеры можно назвать хорошими?

  • Правильная речь. Человек, который хорошо говорит, заслуживает внимания окружающих. С таким интересно беседовать, он может рассказать что-то интересное. Да и если такой человек рассказывает обыденные вещи, его речь будет музыкой, так как она правильная.
  • Вежливость. Хорошие манеры общения закладываются в детстве. Общение на «вы» с незнакомыми людьми, умение не перебивать и слышать то, что говорит собеседник, сегодня в чести.
  • Учтивость. Нужно быть не только вежливым, но еще и лояльным. Имейте в виду, что не у всех собеседников мнение по одному и тому же вопросу совпадет. Если ваш оппонент не согласен с вашими доводами, не пытайтесь его ни в чем убедить, пусть остается при своем мнении.
  • Умение слушать. Этикет и манеры общения строятся на взаимном уважении. Вы должны не только слушать собеседника, но и слышать то, что он говорит. Большинство людей делать это не умеют. Они ждут паузы в речи собеседника, чтобы поговорить о себе.

Имидж и манера общаться

То, как человек держит себя, многое может о нем рассказать. Когда он подбирает или же вырабатывает себе имидж, то не должен упускать из виду свою манеру общения. Например, девушка, которая хочет заслужить стать весомой персоной в мужском бизнесе, должна вести себя серьезно. Кокетливое поведение не даст ей шансов на то, чтобы собеседники воспринимали ее как делового партнера. Имидж современного человека, язык, речь, манера общения — все это взаимосвязано. Посмотрите на то, как ведет себя человек, и вы точно можете сказать о его профессии. Ведь именно сфера деятельности накладывает на персону свой отпечаток. Например, успешный менеджер будет держаться в любой компании раскрепощенно. Он не будет стесняться знакомиться с людьми и откровенно с ними разговаривать. А вот человек, который работает с документами, а не с людьми, может быть закрытой личностью. Такую персону будет сложно вывести на диалог.

Авторитарный (директивный) стиль руководства в организации

Характерными для него признаками являются следующие:

  • высокая централизация руководства;
  • единоначалие при принятии решений, выборе целей и средств их достижения;
  • руководитель несет ответственность за результат деятельности компании, не доверяет подчиненным и не спрашивает их мнения или сове­тов;
  • основная форма стимулирования сотрудников — указания и наказания;
  • жесткий контроль за деятельностью каждого подчиненного;
  • неумение и нежелание учитывать интересы сотрудни­ков;
  • в процессе общения преоблада­ющими являются резкость, неприветливый тон, нетактичность и нередко грубость.

Однозначными достоинствами применения директивного стиля управления являются: максимальная концентрация всех видов ресурсов, наличие порядка и возможность предсказать конечный результат даже в сложной ситуации. Однако сдерживание индивиду­альной инициативы и одностороннее движение потоков распоряжений сверху вниз приводят к тому, что обратная связь с подчиненными отсутствует. Нередко это приводит к формированию пассивного и незаинтересованного в результатах компании поведения сотрудников.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства в организации

Характерными для него признаками являются следующие:

  • стремление менеджера к выработке решений, согласованных с сотрудниками и заместителями;
  • распределение ответственности и полномочий между подчинен­ными;
  • стимуляция инициативы сотрудников;
  • регу­лярное и своевременное информирование коллектива по всем важным вопросам;
  • доброжелательное и вежливое общение;
  • наличие бла­гоприятного психологического климата в коллективе;
  • вознаграждением для сотрудников является достижение положительного результата компанией.

Руководитель всегда выслушивает и использует любое кон­структивное предложение, организуя широкий обмен информацией, привлекая подчиненных ко всем делам организации. Однако ответственность за приня­тые решения не будет переложена на сотрудников. Обстановка, которая создается руководителем-демократом, способствует тому, что авторитет управленца подкрепляется его личным авторитетом.

Либеральный стиль руководства: плюсы и минусы

Данный вид отличается многообразием форм, выбор которых зависит от множества факторов. Для начала остановимся на его особенностях. Либеральный стиль руководства характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это наличие минимального участия менеджера в процессе управления коллективом. Подчиненные имеют свободу, они предоставлены сами себе. Работа сотрудников контролируется редко. Такая характеристика либерального стиля руководства, как отстраненность от проблем компании, нередко приводит к потере менеджером управляющих функций и незнанию им реального положения дел.

Во-вторых, вопросы и проблемы решаются только коллективом, а его мнение принимается в качестве неписаного закона. При либеральном стиле руководства руководитель обычно следует ему, как и остальные сотрудники.

В-третьих, общение осуществляется с подчиненными только конфиденциально, менеджер применяет уговоры, убеждения и старается наладить личный контакт.

Либеральный стиль руководства выбирается не случайно. Обычно он становится оптимальным в определенных ситуациях и при некоторых особенностях коллектива. Выделим некоторые смешанные формы.

Либерально-демократическое управление в организации

Либерально-демократический стиль руководства подразумевает, что менеджер доверяет полностью своим подчинен­ным. Причем это только на первый взгляд кажется, что подобное положение дел способно привести к отсутствию управления компанией.

Такой смешанный либеральный стиль руководства характеризуется тем, что исполнители, скорее всего, лучше начальника разбираются во всех тонкостях профессиональной деятельности. Обычно он является популярным в творческих коллективах, в которых сотрудникам необходимы самостоятельно­сть и самовыражение.

Интересно о психологии общения

Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.

Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение. Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль.


Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.

Достижение эмоционального благополучия школьника

Когда ребенок попадает в школу, его внутреннее состояние подвергается стрессу: социум теперь совсем другой, вместо тактичного друга-воспитателя – не всегда лояльный учитель, который вместо развлечений заставляет учиться, а у родителей совсем нет времени на помощь… Поэтому в такой ситуации младшего школьника бросать нельзя.

Эмоциональное благополучие во время обучения в школе зависит от нескольких факторов:

  • насколько успешно был сформирован эмоциональный фундамент в раннем детстве и ДОУ;
  • насколько учитель лоялен к ученикам и заинтересован в отсутствии соперничества, наличии духа товарищества, разумного лидерства и поддержки;
  • отсутствие боязни совершить ошибку, наличие интереса к учебе.

Последние два пункта должны быть закреплены именно положительным отношением учителя. А от усердной работы родителей и воспитателя зависит, будет ли школьник верить в свои силы, уметь анализировать эмоциональное состояние, просить поддержки, когда это нужно, а не замыкаться в себе.