Параграф 23

0
547

Подробное решение Параграфы § 23 по истории для учащихся 10 класса, авторов Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова 2012

1. Охарактеризуйте состояние экономики стран Латинской Америки в начале ХХ в. Как мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. отразился на экономике стран Латинской Америки?

В начале ХХ в. экономика стран Латинской Америки базировалась на экспорте. Они продавали за границу сырье и продовольственные товары. Например, Аргентина – говядину и пшеницу, Бразилия, Куба – сахар, страны Центральной Америки – бананы. До Первой мировой войны главенство в регионе имела Великобритания, но в 20-е гг. ХХ в. ее начали вытеснять США. Инвестиции США вкладывались в производственную сферу. Американские компании получили контроль над экспортом, например, контроль над нефтяной промышленностью в Мексике и Перу, центрально американские государства превратились в «банановые республики». Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. тяжело сказался на экономике латиноамериканских стран. В Европе и США произошло сокращение производства, что привело к падению спроса на сырье и продовольственные товары. В 1930 г. экспорт упал на 50 % по сравнению с 1925 – 1929 гг. Положительным было то, что многие страны стали развивать новые отрасли промышленности, многие ранее импортируемые товары стали производить самостоятельно.

2. Какую роль в странах Латинской Америки играли США? Как изменилась их политика к середине 1930-х гг.?

США играли значимую роль в жизни латиноамериканских государств, многие американцы считали латиноамериканские страны задворками собственного государства. Они активно вмешивались во внутренние дела стран Латинской Америки, иногда с применением вооруженной силы. Когда в этих странах произошел рост национального самосознания, они начали оказывать сопротивление. Тогда президент США Ф.Д. Рузвельт предложил проводить новую политику по отношению к странам Латинской Америки. Эта политика получила название политика «доброго соседа». США отказались от применения военной силы, но усилили экономическое давление.

3. В каких странах Латинской Америки в 1930-х гг. установились авторитарные режимы? Каковы были причины установления авторитарных диктатур в этих странах?

Причинами установления авторитарных режимов в этих странах были политическая и экономическая нестабильность, мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., вмешательство иностранных инвесторов и поддержка ими правящей верхушки, для сохранения существующего строя. Авторитарные режимы установились в Аргентине, Бразилии, Мексике. В Аргентине мировой экономический кризис привел к стремительному росту нищеты, безработицы, усилению противостояния между различными слоями общества. В таких условиях, был осуществлен военный переворот, вернули власть небольшого количества крупных латифундистов. Военные провели жесткие репрессии, уничтожали несогласных с их властью. В годы Второй мировой войны будет опять военный переворот, к власти придут военные во главе с диктатором-президентом Х. Пероном. В Бразилии в связи с кризисом резко упали цены на кофе, олигархи полностью игнорировали потребности рабочих. В 1930 г. богатый землевладелец Ж. Варгас в результате военного переворота стал президентом. Начал проводить политику, направленную на улучшение жизни рабочих. Установил 8-часовой рабочий день и минимальную заработную плату. Но высшие слои общества перешли в оппозицию, для продолжения реформ и наведения порядка в стране, Варгас провозгласил себя диктатором в 1937г. Вне закона все политические партии, ограничены политические права населения, появилась тайная полиция. Но в экономической сфере, государство стимулировало развитие новых отраслей промышленности, к концу Второй мировой войны, Бразилия стала индустриальной державой.

4. Какие факторы определяли развитие культуры стран Латинской Америки в начале ХХ в.? По каким основным направлениям развивались искусство и литература в странах Латинской Америки в 1920 – 1930-е гг.?

Развитие культуры стран Латинской Америки определяли следующие факторы: рост национального самосознания, влияние современных европейских художественных и литературных направлений. Создание новых направлений происходило на основании символизма и сюрреализма. Происходило изучение народных традиций, художники-авангардисты и писатели во многом определяли содержание новой национальной культуры. В Мексике национальное искусство считалось публичным. Само государство финансировало фресковую живопись на стенах общественных зданий (школ, государственных учреждений и т.д.). творчество известных художников (Диего Риверы, Давида Сикейроса и др.) было рассчитано на широкие слои общества.

5. О чем свидетельствует тот факт, что капиталовложения США в Латинской Америке увеличились с 308 млн долларов в начале ХХ в. до 1,65 млрд долларов в 1914 г. и 5,43 млрд долларов в 1929 г.?

Это свидетельствует о том, что латиноамериканская экспортная промышленность попала в руки США. Инвестиции США вкладывали непосредственно в производство, подчинили себе ключевые отрасли стран: меднорудную промышленность Чили и Перу, нефтяную Мексики и Боливии, Перу. «Юнайтед фрут компани» стала владельцем земли, перерабатывающих заводов и железных дорог центральноамериканских государств, превратив их в «банановые республики». Инвестиции США быстро окупались, рабочие получали низкую заработную плату, также страны Латинской Америки служили зоной сбыта американских товаров. Поэтому рост капиталовложений США в латиноамериканскую экономику свидетельствует об увеличении экономической зависимости стран Латинской Америки от США.

Ответ на вопросы исторического документа стр. 150. Какая политика провозглашена в речи Ф.Д. Рузвельта? Что она предполагала? Какую цель преследовали США, переходя к этой политике?

В речи Ф.Д. Рузвельта провозглашалась политика «доброго соседа». Она предполагала отказ от вооруженного давления на страны, как инструмента расширения влияния США. Теперь главными становятся экономические рычаги давления, экспансионистские цели маскировались, чтобы вызывать меньшее сопротивление населения тех стран, где США имели свои интересы. Это позволяло с меньшими затратами и усилиями получить желаемое.