Особенности управления конфликтами в организации

0
308

Предупреждение конфликта требует умения управлять процессом решения конфликтной ситуации до того момента, как она перерастет в открытое противоборство.

Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить предупредительные действия по ее решению.

Управление конфликтом как сфера деятельности руководителя имеет следующие стадии:

— Восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;

— Исследование конфликта и определения его причин;

— Поиск путей разрешения конфликта;

— Осуществление организационных мероприятий, направленных на преодоление конфликта.

Конфликт в организации практически всегда заметен, поскольку имеет определенные внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение к худшему взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др.

Следует учитывать, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными состоянию дел, иначе могут возникать:

— Псевдоконфликты (реально не существующие конфликты)

— Переоценка или недооценка значимости конфликта;

— Неприятие, игнорирование существующего конфликта.

Исследование конфликта и поиск его причин — это следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:

а) выявление сущности противоречий, определение не только счет, но и причин, которые нередко маскируются участниками конфликта;

б) решения узлов конфликтной ситуации и проведения свое время на работы относительно возможных путей ее устранения;

в) выяснение интересов и целей участников конфликта, их позиций (цели могут быть не противоречивыми, но толковаться по-разному);

г) определить, конфликт связан с чертами личного характера или с решением коллективных задач или выполнением обязанностей;

д) осуществить оценку возможных результатов и последствий противодействия и поиск альтернативных вариантов достижения цели;

е) найти места пересечения общих целей и интересов конфликтующих сторон.

Поиск путей решения конфликта. На этом этапе необходимо:

а) полностью прекратить конфронтацию и достичь взаимного примирения сторон;

б) найти компромисс — частичное удовлетворение притязаний обеих сторон и взаимных уступок, приведет к взаимному выигрышу;

в) определить пути решения конфликта на деловой, принципиальной основе через удовлетворение объективных требований и претензий сторон или путем раскрытия необъективности претензий, предъявляемых;

г) наказать виновников (инициаторов) конфликта;

д) организационно прекратить конфликт (административный запрет продолжения конфликта, расформирования одного из подразделений, освобождение инициаторов конфликта с должности и т.п., но при разрешении конфликта важно не допускать возникновения экстремальных ситуаций).

Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях:

1. Авторитарный тип, когда разрешение конфликта осуществляется путем применения властных полномочий. Он используется тогда, когда:

— Руководитель видит и слышит только себя и считает, что сотрудники обязаны подчиняться ему, а сомнения в правильности его решений недопустимы;

— Руководитель считает, что должен достичь победы в конфликте любой ценой;

— Конфликт рассматривается им как проявление слабости характера людей;

— Решение конфликтной ситуации может быть только на пользу руководимой им организации, в других случаях должны «лететь головы».

При этом типе решения конфликта используются следующие методы:

а) убеждение и внушение, что практически неотъемлемые, а руководитель пытается использовать свои права, должностное положение, авторитет и через диктат влиять на конфликтующие стороны силой логики, фактов, личного примера;

б) силовое согласования непримиримых интересов, направленных на сближение конфликтующих сторон, позволяет добиться снятия напряженности во взаимоотношениях;

в) перетягивание на свою сторону определенных структур — авторитетных сотрудников, профсоюзов и т.

Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта заключается в том, что при его использовании экономится время, а его главный недостаток сводится к тому, что конфликт при этом не решается полностью, причины его устраняются и возможно его возвращение.

2. Партнерский тип разрешения конфликта, при котором применяются конструктивные способы. Он используется тогда, когда:

— Имеет место конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами, он к себе доверие, придерживается этики и корректности в общении;

— Воспринимаются аргументы обеих сторон;

— Существует готовность к компромиссу, осуществляется взаимный поиск решений и выработки взаимоприемлемых альтернатив;

— Наблюдается стремление совместить личные интересы с интересами организации;

— Сотрудничество руководителя со сторонами конфликта воспринимается как нормальный фактор деятельности.

Партнерский тип конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблем, позволяет найти объединяющие факторы, то есть удовлетворить (возможно, не всегда полностью) интересы сторон.

Итак, отметим, что в каждой организации очень важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными (постоянными). Важное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы сотрудничества, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее результативные способы разрешения конфликтов. Это одно из самых первых задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять — это умение создавать такую атмосферу, в которой с минимальными потерями реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.

В педагогической практике основными видами конфликтов конфликты:

а) «научно-педагогический состав — студент»;

в) конфликт в научно-педагогическом коллективе («педагог — педагог», «руководитель — педагог»).

Конфликт между научно-педагогическим составом и студентами.

Конфликты в вузах между научно-педагогическим составом и студентами возникают в течение всего периода обучения студентов, но они обостряются на старших курсах. В начале обучения педагог для студента является непререкаемым авторитетом, и особых конфликтов между ними не возникает. В это время на мотивацию их действий серьезно влияют темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий их уровень может привести к конфликтным ситуациям. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность этических критериев оценки фактов, событий, своего поведения. Этому периоду присущ рационализм и нежелание принимать все на веру, что создает недоверие к старшим, в частности к преподавателям вузов.

Со временем происходят изменения в характере студентов, они достигают совершеннолетия, отстаивают свою позицию «я — полноправный гражданин», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с педагогами. В этот период межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанного характера, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты решаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.