Особенности авторитарных политических систем

0
297

Одним из альтернативных тоталитаризму типов политической системы выступает авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит, прежде всего диктаторский, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты.

1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц. Это могут быть тиран, монарх, военная хунта и т.д. Масса же населения отчуждается от власти.

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (потенциальная или актуальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого.

4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Правда, присущее авторитаризму определенное политико-институциональное однообразие — не всегда результат законодательного запрета и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения таких потребностей. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические, формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий (кроме заверений властей) своей автономии и безопасности. В принципе авторитарная власть может позволить себе любые действия по отношению к гражданам.

Авторитарные политические системы самые распространенные в истории и человечества. Они очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правители могут добиваться своего признания населением не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. На протяжении многих веков они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое установление и существование необходимостью национального освобождения и возрождения. В период после Второй мировой войны авторитарный политический строй носит чаще всего переходный характер. Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию. Так, авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе, выбрал коммунистическую ориентацию и перерос в тоталитаризм. В других же государствах (Южной Корее, Чили, Таиланде, Аргентине и т.д.) авторитаризм постепенно эволюционировал в демократию.

Целый ряд авторитарных государств практически продемонстрировал свою экономическую эффективность, способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть со свободной экономикой. Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как свои слабые, так и сильные стороны. К числу первых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр и произвола, институтов артикуляции и представления своих разнообразных интересов. В то же время авторитарная политическая система имеет и определенные достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия .и ресурсы на решении определенных вопросов. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ.

Интерес к авторитарным формам власти значительно возрос в конце 80-х — начале 90-х гг.. в связи с крахом тоталитаризма в большинстве коммунистических государств мира. Во многих из них практически отсутствуют такие необходимые предпосылки демократии, как элементы гражданского общества, рыночные отношения, многочисленный средний класс, массовая политическая толерантность и готовность к компромиссам, уважение к закону, индивидуалистические ценностные ориентации и т.д. В этих условиях ориентирующаяся на демократию сильная авторитарная власть может оказаться наиболее эффективным средством окончательного слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаотических процессов, проведения радикальной экономической реформы, постепенного создания работоспособных демократических институтов. Как показывает опыт, в таких случаях наиболее надежным гарантом сохранения прогрессивной, демократической ориентации государственной политики могут выступать массовые демократические движения типа польской «Солидарности» или народных фронтов.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.