Описать стили руководства в спортивной группе (авторитарный, демократический, либеральный)

0
334

Стиль руководства — это сочетание способов и приемов, с помощью которых тренер осуществляет управление спортсменами в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Авторитарный, или директивный, стиль работы тренера характеризуется большой требовательностью, жестким контролем, жестким выполнением поставленных задач, полным единоличным принятием решений (причем только собственной формулировки), стремлением оставить за собой исключительное право поощрять и наказывать. Такой тренер тщательно и строго контролирует всю деятельность и поведение спортсменов, но не с целью проявить заботу о них, помочь им, а с единственным стремлением — все сделать для того, чтобы не сорвать выполнение поставленной перед ним, тренером, задачи.

Демократический, или коллегиальный, стиль руководства характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решений тренер-демократ привлекает весь коллектив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения, обсуждая те или иные проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно желает знать мнение спортсменов, чтобы учесть его, принимая решение. Вместе с тем ответственные и срочные дела, требующие немедленных действий, тренер выполняет сам.

В общении со своими учениками у тренера, отсутствует диктаторский тон, нет раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций.

Либеральный (попустительский, или свободный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от того, чем занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью спортсменов он осуществляет от случая к случаю,

Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки.

Дать психологическую характеристику физических качеств (быстрота, сила, выносливость, ловкость). Перечислить предсоревновательные (предстартовые) психические состояния спортсмена и описать их.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенствование физических качеств и достижение максимального спортивного результата.

Целью физической подготовки является совершенствование основных физических качеств выносливости, силы, быстроты, ловкости.

Выносливость – способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Совершенствование силы также требует целеустремлённости, настойчивости и упорства.

Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость проявляется только в комплексе с другими физическими качествами.

Виды предсоревновательных психических состояний.

1) Боевая готовность – это состояние человека, при котором он может выполнить максимальную физическую и эмоциональную нагрузку. Тогда на соревнованиях спортсмен максимально реализует свою подготовленность при большом воодушевлении и подъёме, используя все резервные двигательные, волевые и интеллектуальные возможности.

2) Стартовая лихорадки – это эмоциональное состояние спортсмена, которое характеризуется мышечным и эмоциональным напряжением. В этом состоянии его нервная система находится на грани возможностей выдержать концентрированное возбуждение.

3) Стартовая апатии – это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности.

Сформулировать определение понятия и охарактеризовать «социально-психологический климат» в спортивном коллективе. Выявить влияние психологического климата на спортивную деятельность.

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического» климата В.М. Шепель.

Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров, интересов, склонностей.

1) Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

2) Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

К числу основных психологических факторов, регулирующих социально-психологический климат группы, относятся:

— доверие-недоверие членов группы друг к другу;

— симпатия-антипатия во взаимоотношениях членов группы;

— свобода-несвобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого;

— давление на рядовых членов группы или признание за ними права на самостоятельные решения со стороны руководства;

— информированность — неинформированность членов группы о состоянии дел в группе;

— низкая-высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов группы;

— принятие — непринятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и др.

Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или, наоборот, неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов — острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения.

Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Негативный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, как следствие, разрушению группы вообще.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 559 ;