Олимпиада по обществознанию

0
342

Олимпиада по обществознанию

Время на выполнение заданий – 100 минут.

Фамилия, имя __________________________________________________________________________

Задание №1

Что является лишним в ряду? Укажите лишнее слово и объясните, почему вы так решили.

1) Эпикур, Платон, Аристотель, Спиноза.

2) Самара, Санкт – Петербург, Калуга, Челябинск.

3) Тоталитаризм, монархия, демократия, авторитаризм.

4) Приспособление, подражание, избегание, компромисс.

5) Суфизм, суннизм, даосизм, шиизм.

Задание №2

Вставьте пропущенные слова в данных высказываниях.

1) ____________________________ — это я.

2) ___________________________ — это свобода, выкованная из золота.

3) Всякой ________________________ суждено одно мгновение торжества между бесконечностью, когда ее считают неверной, и бесконечностью, когда ее считают тривиальной.

4) Буржуй — не _________________________ старого времени; он содержит и подкармливает искусство — но так, что оно живет им самим, как жук в навозе.

5) ___________________________ — единственный союз, из которого можно выйти только путем роспуска всей организации.

6) Потерявший ____________________ уже не знает, где ее искать, а главное — зачем.

7) Никто не верит в ______________________ , за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил.

8) ______________________ : убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

9) Главный недостаток капитализма — неравное распределение благ; главное преимущество _________________________ — равное распределение лишений.

10) У того, кто в шестнадцать лет не был _____________________ , нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы.

Задание №3

В тексте, данном ниже, указаны восемь положений (они пронумерованы), пять из которых являются ошибочными. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой слово «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное), исправить те утверждения, с которыми вы не согласны.

Парламентская республика — это такая фор­ма республики, при которой во главе государст­ва стоит выборное должностное лицо (1), а правительство формируется парламен­том и отчитывается за свою деятельность перед ним (2). В парламентской республике глава го­сударства избирается всенародным голосованием (3). Президент может распустить парламент по рекомендации прави­тельства (4). Правительство формируется из представителей всех партий, вошедших в состав парламента в равных долях (5). Во главе правительства стоит премьер-министр, который фак­тически возглавляет всю систему законодательной власти в стране (6). Парламент не может вынести вотум недоверия кабинету (7). В парламентской республике президентские полномочия номинальны, президент не обладает сильной властью. Парламентская республика существует в Ита­лии, ФРГ, США (8) и др.

Задание №4

Перед вами отрывок текста. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного ниже списка. Слова даны в списке в единственном числе, именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте.

Одну из форм стратификации составляют со­словия. Сословие — это группа людей, которая обла­дает закрепленными в законе или __________ правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегирован­ные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и ____________ ко второй — ______________, купцов и крестьян. В России до 1917 г . помимо привилегированных и непривилегированных существовали и ___________ сословия (например, ________________).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано __________: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре­деленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а сле­довательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распола­гают».

1) Конституция, 2) Прудон, 3) кодекс, 4) податный, 6) Ленин, 7) обычай, 8) Ключевский, 9) полупривилегированный, 10) ремесленник, 11) Сорокин, 12) духо­венство, 13) средний, 14) казачество, 15) рабочий, 16) буржуазия.

Задание №5

Прочитайте данные определения обществоведческих понятий и напишите соответствующие термины.

1) Процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.

2) Снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте, золоту.

3) Передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.

4) Бросовый экспорт, продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства); одно из средств конкурентной борьбы за внешние рынки.

5) Ввоз товаров в страну из-за границы.

Задание №6

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Телевизионные сериалы являются проявлением народной культуры.

2) Православный Символ веры отличается от католического.

3) Экономика является общественной наукой.

4) Государственной религией РФ, согласно Конституции, является православие.

5) Апокалипсис апостола Иоанна Богослова – часть Нового Завета.

6) Освальд Шпенглер считал, что цивилизация – это эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.