Лекция №6: Политические системы современности

0
44

Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы

Понятие и типы политических систем

Политический режим

Понятие политической стабильности

Политическая оппозиция

Типология политических систем

Истоки и основные разновидности тоталитаризма

Специфика тоталитаризма

Характерные черты политического тоталитаризма

Авторитаризм

Понятие и типы политических систем

Разнообразные политические явлениясоставляют определенную целостность, со­циальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории непосредственно связано с разви­тием системного анализа общества Т. Парсонсом.

Впервые теория политических систем была детально разработана крупным амери­канским политологом Д. Истоном в 50—60-х годах нынешнего сто­летия.

Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Мит­челла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.

Она занимает центральное место в такой политологической дис­циплине, как политическая кибернетика.

· «Политическая система» как инструмент исследования и механизм власти

В современной науке понятие полити­ческой системы имеет два взаимосвя­занных значения.

В первом из нихпо­литическая система представляет со­бой искусственно созданный, теоретический конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать си­стемные свойства различных политических явлений.

Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики.

Использование термина «политическая система» в его первом методологическом значении предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «вход» — каналы влияния среды на политическую систему и «выход» — обратное воздействие системы на среду.

Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций.

— определение целей и задач общества, программы его деятельности;

— мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

— интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использование власти и т.д.;

— обязательное для всех распределение дефицитных ценностей.

Некоторые авторы выделяют более детальный перечень функций политической системы.

Так, Г. Алмондописывает ее четыре функции «входа»:

политическая социализация;

— привлечение граждан к участию;

— артикуляция их интересов;

— агрегирование интересов.

И три функции «выхода»:

— разработка норм (законов);

— их применение;

— контроль за их соблюдением.

Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку, выражаемую в форме одобрения политики, политического участия, налогов и т.п., или протеста — неодобрения, борьбы и т.п.

Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия.

Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.

Цель политической системы в рамках всего общества — обеспечение его целостности, интеграции, адаптации к окружающей среде.

«Политическая система» во втором, более конкретном значении понимается как реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, раз­личных политических субъектов (групп и индивидов) и их взаи­моотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Понятие политичес­кой системы по своему содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.

Политический режим

· Сущность и особенности политического режима

Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.

В науке конкурируют в основномдва подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти инсти­тутами государства,

и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые обусловлены социо­культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, даю­щий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы по­ведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений.

При социологическом подходев каче­стве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, которые не обладают формальным статусом группировки, но которые реально влияют на принятие решений.

В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться идеятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.

Политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функци­онирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Как подчеркивают Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не норма­тивные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной по­литики в конкретном обществе.

Политический режим фор­мируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система.

Облик правя­щего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нрав­ственно-этическими традициями, но и значительно более час­тными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполити­ческой ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Политический режим — более подвижное и динамичное явле­ние, чем система власти.

В этом смысле эволюция одной политичес­кой системы может осуществляться по мере смены нескольких поли­тических режимов.

Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хру­щевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллек­тивного руководства при Л. И. Брежневе.

Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуще­ствляют тот или иной политический курс, целенаправленно прово­дят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешне­политической сферах.

Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохране­ния наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма.

Именно такая политика способствует минимизации конф­ликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее кон­структивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.

Большинство режимов в качестве одного из наибо­лее распространенных средств укрепления собственных позиций вы­бирает популизм.

Так называется тот тип политики, который основы­вается на постоянном выдвижении властями необоснованных обе­щаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лиде­ров.

Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс пред­лагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими полити­ческих порядков в стране.

Политическая оппозиция

Одним из наиболее распространен­ных факторов дестабилизации поли­тического режима является деятельность оппозиции.

Оппозиция пред­ставляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима.

Тем самым оппозиция выражает и консолидаризирует протестную активность населения, формулирует требования, оппониру­ющие или корректирующие поведение властей.

Специфика тоталитаризма

Тоталитаризм означает подчинение части — индивида целому — государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формиро­вания угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.

Спецификой тоталитаризма не является диктаторский характер властии даже не полнота регламентации поведения и контроля за деятельностью индивидов, а претензия на управление сознанием людей, контролирование или программирование их ценностных ориентации и образа мыслей.

В идеологии тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально — интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчи­нить единственно верной теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы — важнейшая черта политического тоталитаризма.

Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

Формируется новый, номенклатурный господствующий класс — главная опора тоталитарного строя.

Хотя тоталитаризм, осуществляя урав­ниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности же он порождает глубокое социальное неравенство.

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, нои в экономике.

Отличительными черта­ми политического тоталитаризма являются этатизация, огосударствление хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные ме­тоды управления. Устанавливается монополия государства на рас­поряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и са­мим человеком.

· Разновидности политического тоталитаризма

Наряду с общими институциональными чертами госу­дарства политического тоталитаризма имеют и существенные особенности, что позволяет выделить их несколько важнейших разновидностей.

В зависимости от господ­ствующей идеологии, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Исторически первой и классической формой политического тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, на­чало которому положила военно-коммунистическая система, сфор­мировавшаяся в общих чертах в 1918 г.

Коммунистический тотали­таризм в большей степени, чем его другие разновидности, выра­жает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой ав­тономии личности, абсолютную власть государства.

Однако, несмотря на многие тоталитар­ные формы политической организации, социалистической систе­ме присущи и гуманные политические цели.

Так, например, в СССР она смогла резко повысить уровень образования народа, сделать доступным для него достижения науки и культуры, обес­печить социальную защищенность населения, развитие экономи­ки, космической и военной промышленности и т.д., резко сокра­тить преступность, к тому же в послесталинский период власть не прибегала к массовым репрессиям.

Вторая разновидность политического тоталитаризма — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922г.

Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере.

Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового обще­ства, сколько к возрождению величия Римской империи, уста­новлению порядка, твердой государственной власти.

Фашизм пре­тендует на восстановление или очищение «народной души», обес­печение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности.

В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.

Быстрый доступ к информации практически о любом конкретном человеке дают властям мощное оружие по предотвращению или пресечению нежелательных действий, косвенному, внешне не бросающемуся в глаза управлению поведением людей.

Не случайно уже один из ранних крупных теоретиков информационного общества Дж. Мартин, озабоченный распространением компьютерных досье и других негативных последствий информатизации, задался вопросом: «Не приведет ли это к информационному фашизму?»

· Программирование сознания

Важнейшей особенностью современной формы тоталитаризма являются ее «информационный» или «коммуникационный проявления.

Приоритетная роль СМИ в современном обществе связана с разрушением преимущественно стихийных неконтролируемых властями традиционных общинных, церковных, семейных, родственных, соседских и других коммуникаций, ограничивающих возможности манипулятивного влияния СМИ.

СМИ и другие институты социализации влияют на сознание и поведение людей не только через информацию об окружающем мире, но и посредством изменения самого человека: его ментали­тета, ценностных ориентации, потребностей и интересов, а так­же формирования общественного мнения, нравов и морали.

СМИ формируют неототали­тарные тенденции в виде гипертро­фированного потребительства, обладания престижными вещами, презре­ния к неудачникам. Людьми, духовно «бедными», легко управлять с помощью де­нег и престижных должностей.

Система идей и ценностей, основанная на потребительстве, вещизме, статусности и индивидуализмевыступает своего рода «политической религией» информационного тоталитаризма.

Информационный тоталитаризм предполагает прямую ориентацию СМИ на управление политическим поведением граждан, особенно их электоральным выбором.

Это возможно там, где правящая элита обладает фактической монополией на наиболее влиятельные, электронные СМИ и информационные агентства.

Руководство масс-медиа позволяет правящей элите эффективно влиять на формирование массовых настроений и программировать политическое поведение граждан, а порою осуществлять настоящий телевизионный террор, буквально вдалбливая угодные ей цености в сознание людей, особенно молодежи.

Информационный тоталитаризм, как и его другие виды, формирует определенный массовый тип личности.

Это «одномерный» (Г. Маркузе) «человек-волк», примитивный в своих потребностях и суждениях индивидуалист, трудолюбивый, лояльный к начальству и правительству, готовый к дарвинистской борьбе за существование и не утруждающий себя размышлениями о высоких материях.

· Экономическая и политическая власть

В условиях информационного тоталитаризма экономическая властьс успехом может выполнять характерную для политическиго тоталитаризма функцию культивирования массового страха.

В этом случае на первое место выступает, прежде всего, страх потерять работу или быть неудачником, социальным аутсайдером. Страх перед потерей рабочего места проявляется и в боязни проявления политического протеста, что наиболее характерно для российской провинции.

Информационный тоталитаризм не пренебрегаети традици­онным средством государственного контроляфизическим насилием, а больше его угрозой.

Он базируется на мощном аппарате государ­ственного принуждения, хотя и старается держать его в тени.

Ог­ромный репрессивный аппарат превращает демократию в поли­цейское государство.Он гарантирует стабильность существующего строя и побуждает оппозицию отказываться от наиболее опасных для правящего слоя форм политического протеста и соглашаться на принятие заведомо проигрышных для нее правил политичес­кой игры, предполагающих отсутствие прямого доступа полити­ческих оппонентов к электронным СМИ.

· Иллюзорная демократия

Приоритетная роль информационно­го и экономического контроля в нео­тоталитарной системе проявляется в доминировании в ней мето­дов косвенного, скрытого воздействия на массы, статистического программирования их сознания и поведения.

Это позволяет широко использовать в целях манипулирования массами и камуфлирова­ния системы тоталитарного господства демократические институ­ты.

Урезанная демократия становится вовсе не опасна и даже полезна для сохранения этого типа господства.

Она легитимирует господство правящей элиты, поддерживает массовые иллюзии свободы выбора и выступает в роли выхлопного клапана, позво­ляющего спускать пар массового недовольства и предохранять систему от полити­ческого «перегрева».

Выборы превращаются в развлекательное шоу и лишь способствуют ук­реплению иллюзий свободы и демократии.

В качестве однозначно неототалитарного едва ли можно ква­лифицировать какое-нибудь из существующих государств мира.

Остановить развитие тенденции неототалитаризма и предотвратить ее массовое распространение в мире XXI в. можно лишь общими усилиями всех гуманистических сил, рассматривающих демократию не как удобную форму утонченного господства привилегированного меньшинства, а как реальное движение на пути осуществления идеалов народовластия, свободы личности и социальной справедливости.

Авторитаризм

· Отличительные черты авторитаризма

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм.

С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

В целом же авто­ритарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она при­нимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения.

Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмот­рению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции.

При авторитаризме возможно существо­вание ограниченного числа партий, профсоюзов и других организа­ций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешатель­ство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику.

Власть занимается главным образом воп­росами обеспечения собственной безопастности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно актив­ную социальную политику, не разрушая при этом механизмы ры­ночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назна­чения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускаю­щую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитнческих сферах.

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех дру­гих, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

Авторитарные политические системы очень разнообразны.

Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.

На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы ле­гитимации.

В XX в. в целях легитимации широко используются наци­оналистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Ла­тинской Америке оправдывали свое существование необходимос­тью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций.

Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России, Казахстане и многих других государствах.

Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов.

При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

В период после Второй мировой войны, и особенно в последние десятилетия, авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии.

· Реформаторские возможности авторитаризма

В конце 80-х — начале 90-х годов значи­тельно возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира.

Попытки многих из них, в том числе России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.

В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Ко­рея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) продемонстрирова­ли свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с огра­ниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологи­ческим плюрализмом.

Темы рефератов

1. Диктатура и демократия в современном мире.

2. Истоки и феномен тоталитаризма.

3. Природа и эволюция авторитарной власти.

4. Модели перехода к демократии.

5. Трансформация политического режима современной России.

Обязательная литература

1. Категории политической науки: учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. – Главы 3, 4.

2. Политология: учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Издательство Казанского университета, 1999. – Глава 5, 9.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Раздел V. С. 229-266.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. – М., 2006, С. 171-198.

Дополнительная литература

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – М.: Текст. – 1993.

2. Новые демократии и/или новые автократии? (Материалы круглого стола) // Полис. – 2004. – № 1. – С. 169-176.

3. Политическая система Республики Татарстан (институционально-нормативный анализ) / Рук.: М.Х. Фарукшин. – Казань: Изд-во «Kazan — Казань», 1995. – Глава 1, заключение.

4. Третий электоральный цикл в России (заочный круглый стол) // Полис. – 2004. – № 1. – С. 6-73.

5. Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода / Д.А. Фадеев // Полис. – 1992. – № 1-2.

6. Харитонова О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) / О.Г. Харитонова // Полис. – 1996. – №5.

Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы