Кризис 1929-1933 годов

0
360

Кризис 1929-1933 годов. «Новый курс» Ф. рузвельта. установление в 1920-1930-х годах авторитарных

И ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ.

международные отношения в 30-Е годы

Ко второй половине 20-х годов XX века все ведущие капитали­ стические страны восстановили экономику, а затем превзошли довоенный уровень. Экономический подъем сопровождался рос­ том занятости и заработной платы. Наиболее быстрыми темпа­ми шло экономическое развитие США. Во всех европейских странах было введено всеобщее избирательное право, которое получили и женщины. Важную роль в политической борьбе стала играть пресса, начался процесс зарождения «массовой культу­ры». Все это привело к спаду социальной напряженности и за­ бастовочного движения. Но фундамент процветания оказался непрочным. 25 октября 1929 года нью-йоркскую биржу охвати­ ла паника: миллионы акций упали в цене. Это был крах рынка ценных бумаг. США как лидер промышленного производства и всемирный кредитор оказались в центре кризиса, но вслед за ними все страны были ввергнуты в пучину мирового экономи­ ческого кризиса. Особенности кризиса 1929—1933 годов заклю­ чались в том, что он был продолжительным по времени (в ряде стран до пяти лет), затронул все сферы хозяйственной жизни и привел к сокращению промышленного производства. Кризис породил небывалую ранее огромную массовую безработицу, со­ здал угрозу голода для миллионов людей, опасность спонтан­ных бунтов и восстаний. Кроме того, он показал, что традици­ онный механизм автоматического выхода из кризиса не работа­ет и должен быть введен механизм государственного регулиро­ вания. Дальнейшее развитие стран зависело от выбора пути выхода из создавшегося положения.

Реформистский путь был характерен для государств с проч­ ными демократическими традициями, развитой политической культурой и общественными движениями. К ним относились США, Великобритания, Франция, скандинавские страны, ряд других стран.

В ноябре 1932 года победу на президентских выборах в США одержал кандидат от демократической партии Франклин Руз­вельт, единственный президент в истории страны, избранный на этот пост четыре раза (в 1932, 1936, 1940 и 1944 годах). Программа выхода из кризиса, предложенная Ф. Рузвельтом, получила название «Нового курса». В ней принципиально но­вым для политического курса США и ряда других стран стало государственное вмешательство в экономическую жизнь, вы­ ступление государства в роли гаранта социальной защищеннос­ ти граждан, расширение прав граждан, и, как следствие, раз­ витие либеральной демократии. Одним из первых мероприятий «Нового курса» стала банковская реформа — контроль Феде­ ральной резервной системы (ФРС) за деятельностью банков, обязательное страхование банковских вкладов и т. д. Одним из важнейших юридических актов был закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА), на основании которо­ го были введены «Кодексы честной конкуренции». Предприни­ матели объединились по отраслям промышленности с целью согласования таких условий производства продукции, которые ставили их в равное положение. Это означало принудительное ограничение конкуренции. Кодексы честной конкуренции ут­ верждались президентом и становились обязательными для выполнения. Закон о регулировании сельского хозяйства пре­дусматривал материальную помощь фермерам, премию за со­кращения посевов и др. Следующей важной мерой была про­грамма помощи нуждающимся, включавшая в себя организа­ цию различных общественных работ. В 1935 году трудящиеся США впервые получили право на организацию профсоюзов и стачку, а в августе этого же года принимается закон о страхова­нии по старости и от потери работы. Законодательно закреплял­ ся минимальный уровень заработной платы и максимальная про­ должительность рабочей недели; предприниматели теперь были обязаны заключать с профсоюзами договоры и принимать на работу в первую очередь членов профсоюза. Таким образом, ре­ формы «Нового курса» привели к расширению и укреплению роли государства во всех областях американской жизни при со­ хранении и развитии демократических институтов.

Другой путь выхода из экономического и политического кри­ зиса — это установление тоталитарных режимов. Они утверди­ лись сначала в Италии, затем в Германии в форме нацизма, а позднее — в Испании и Португалии. Фашизмэто открытая террористическая диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и прогрессивных общественных движе­ ний. В 1922 году в Италии лидер фашистской партии Б. Муссо­ лини стал главой правительства: произошел поворот к созданию тоталитарного государства, растянувшийся на десятилетие. Ита­ льянский фашизм имел ряд особенностей: в стране была сохра­ нена монархия (главой государства формально считался король), сохранялась идея корпоративного государства (корпорации были построены по иерархическому принципу: во главе стоял руково­ дитель, корпорация объединяла рабочих, служащих, предпри­ нимателей), осуществлялась политика хозяйственного обособле ния страны. Помимо этого сохранялось влияние католической церкви на население страны при относительно лояльном отно­шении Ватикана к фашизму. Большая часть населения приспо­ сабливалась к тоталитарному режиму.

Германский фашизм отличался крайним национализмом и расизмом, а также крайней агрессивностью, проявлявшейся в стремлении завоевать мировое господство. 30 ноября 1933 года президент Германии П. Гинденбург назначает А. Гитлера рейхс­ канцлером (главой правительства). Установлению фашистской диктатуры в Германии способствовал ряд обстоятельств. Стра­ на, более чем другие европейские государства, пострадала от экономического кризиса, так как ее хозяйство было подорвано выплатами репараций.

Возникшая на месте кайзеровской Германии Веймарская республика оказалась лишенной национальной идентичности: в республику были внесены политические правила и обычаи, чуждые немцам. Все это усугублялось неэффективностью поли­ тики правительства Веймарской республики. Экономические трудности еще более усилили чувство обиды и национального унижения, возникшее после Версальского мира (германская армия не была разбита Антантой, на территорию Германии со­юзные войска не вошли, поэтому многие немцы восприняли ноябрь 1918 года как национальную катастрофу). НСДАП уже с начала 30-х годов имела организацию, построенную на основе беспрекословного подчинения вождю, хорошо организованную пропагандистскую службу, специализированные военизирован­ ные отряды СС. Ее стали финансировать крупные промышлен­ ники и банкиры.

Реальной политической силой, которая могла противосто­ять фашизму, были коммунисты и социал-демократы. КПГ к этому времени являлась одной из самых влиятельных сил не только в стране, но и в Западной Европе. Однако ее лидеры считали, что Германия стоит на пороге социалистической рево­ люции, поэтому нет необходимости в разработке планов совме­ стных действий с социал-демократами. Отрицательную роль сыграла и политика Коминтерна, которая исходила из сталин­ ской оценки социал-демократов как «социал-фашистов». В стра­ нах Центральной и Юго-Восточной Европы (Австрии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши и др.) утвердились авторитар­ ные политические режимы. Для авторитаризма характерно полное или частичное отсутствие политических свобод граж­ дан, ограничение деятельности партий и организаций, подав­ ление оппозиции, роспуск или подчинение властям представи­ тельных учреждений, применение политических репрессий. Возникновение в 30-х годах тоталитарных диктатур и автори­ тарных режимов, ориентированных на агрессивную внешнюю политику, вело к осложнению международной обстановки.