Какой церковный праздник, сегодня, 29 мая чтят православные христиане

0
630

Какой церковный праздник, сегодня, 29 мая чтят православные христиане

29 мая отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 29 мая

Федор Житник

Преподобного Феодора Освященного, игумена

Святой Феодор родился в IV веке и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь. Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, 12-летний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи.
Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о преподобном Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси. С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти. Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий.

В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей.

В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных. Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире». Когда же святой Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям».

Случилось, что один из братии, будучи наказан святым Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели. В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (см.: Лк. 14: 26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

Святой Пахомий имел обыкновение собирать братию по воскресеньям для своих наставлений. И вот в один из таких вечеров он вдруг неожиданно предоставил слово Феодору. Повинуясь учителю, Феодор стал говорить то, что внушал ему Господь, а святой Пахомий с братией стоя слушали. Некоторые из старших братий возмутились тем, что слово поучения им читает новоначальный инок, и удалились. В конце собрания святой Пахомий заявил, что они отстранились от милосердия Господня и, если не раскаются в своей гордыне, им будет нелегко достичь вечной жизни. После этого поставил Феодора строителем Тавеннисийского монастыря (ок. 336 г.) и назначил своим заместителем в управлении Кинонией.

Преуспев в смирении и полном отречении от собственной воли, Феодор продолжал быть послушным учеником и совершенствоваться в наставлении братий. Его слово, обращенное к ним, всегда было проникнуто любовью, а его милосердие помогало преодолевать все слабости. После ежедневных трудов он отправлялся в Певоу, чтобы выслушать наставления Пахомия, а затем возвращался в Тавенниси, чтобы повторить их своим инокам. Когда по наказу святого Пахомия он посещал монастыри Кинонии, братия всегда принимали его с большой радостью, ибо Господь наградил его даром утешения, а святой Пахомий так говорил о нем: «Феодор и я – мы несем одну и ту же службу пред Господом, и он имеет право распоряжаться как отец и учитель».

Вот почему через некоторое время святой Пахомий отозвал его из Тавеннисийского монастыря и привлек к духовному управлению всем сообществом Фиваидских монастырей. Теперь именно святой Феодор принимал иноков во все обители и удалял недостойных и неисправимых. Когда он накладывал епитимью на провинившегося брата, то подвергал и себя подобному же наказанию, дабы не быть осужденным от Господа за то, что подвергал других тому, чего не испытал сам.

Однажды святой Пахомий занемог, и к Феодору пришли монахи просить его стать преемником в случае смерти святого отца. Пахомий, выздоровев, потребовал у каждого полного отчета в своих мыслях. Феодор откровенно признался, что под давлением братий принял их предложение стать его преемником. Тогда Пахомий лишил его всякого начальства над иноками и отправил в уединенное место, где Феодор пребывал несколько лет, проливая слезы и каясь в грехе гордыни. Незадолго до своей смерти Пахомий восстановил его во всех правах, объявив братии, что наложенное испытание продвинуло Феодора в семь раз больше, нежели его предшествующая благочестивая жизнь, благодаря смиренному покаянию, которое тот проявил.

Когда святой Пахомий скончался (346), Феодор похоронил его в тайном месте и отправился по делам в Александрию. Он посетил святого Антония Великого, который выразил свое восхищение святым Пахомием и общежительным образом жизни, а затем отправил его с рекомендательным письмом к святому Афанасию. Там, в Александрии, Феодор узнал о смерти Петрония и, вернувшись в Фиваиду, со смирением и благоговением подчинился святому Орсисию.

Изгнав из сердца всякую мечту о власти, Феодор был перед ним словно агнец, хотя в глазах многих именно он был самым достойным унаследовать место святого Пахомия. Многие из братии часто обращались к нему за советами. Тогда святой, желая избежать соперничества, добился, чтобы его направили в Пахнумский монастырь руководить пекарней.

Когда настоятель обители Монхос в Гермополе Аполлоний восстал, пытаясь отделить свой монастырь и сделать его независимым, Орсисий удалился, назначив Феодора своим преемником в управлении Кинонией.

Феодор тотчас собрал братию и со слезами на глазах молил сохранить традицию, заложенную святым Пахомием, и сберечь единство их святого сообщества. Затем он поочередно посетил все монастыри, сменил всех настоятелей и заново распределил послушания. Помня о покаянии, которое некогда наложил на него святой Пахомий за его мысли о преемстве, он не считал себя наместником монастырей, а лишь заместителем и служителем аввы Орсисия. Всякий раз перед тем, как принять решение, он отправлялся к Орсисию, удалившемуся в Хеновоскион, и просил у него разрешения. Среди братии он являлся образцом скромности и в одежде, и в речах, и во всем поведении, несмотря на свою славу, распространившуюся по всему Египту, и невзирая на многочисленные исцеления, которые он совершил.

Феодор прилежно и много трудился, благодаря чему удалось восстановить порядок в монастырях и укрепить усердие насельников. Он беседовал с каждым из них отдельно, помогая мужественно сопротивляться натиску помыслов, терпеливо исправлял заблуждавшихся, горячо молясь об их исправлении. К монастырям, основанным святым Пахомием, он прибавил новые, основав Кайорскую и Уисскую обители недалеко от Гермополя, еще одну в Гермонфисе и, кроме того, два женских монастыря.

Около 363 года святитель Афанасий, изгнанный с Александрийской кафедры, посетил Кинонию. Он пришел в восхищение от устава и порядка, которые были способны обеспечить духовный покой стольким душам. Феодор сказал ему: «Эта милость Божия была явлена нам трудами отца нашего Пахомия. Но когда мы смотрим на тебя, мы словно Спасителя видим».

Впоследствии Феодору удалось возвратить в Певоу авву Орсисия, которому он служил помощником, и они поочередно посещали монастыри. Тем временем возрастали хозяйственные заботы, связанные с увеличением числа братий. Феодор огорчался, видя, что иноки все меньше соблюдают строгость и простоту жизни, установленные святым Пахомием. Он изо всех сил старался привести их к покаянию и часто ходил на тайную могилу Пахомия, где проводил целые ночи в молитвах.

В 368 году, после Пасхи, Феодор занемог. Орсисий молил Господа, чтобы Он ему первому послал смерть и сохранил жизнь Феодору, в котором так нуждалась Кинония. Но воля Господа была иной. 27 апреля, исповедав, что он никогда ничего не делал без послушания, Феодор мирно упокоился. Все братия тогда горько воскликнули: «Мы осиротели, ибо именно сегодня наш праведный отец Пахомий покинул нас в лице Феодора!»

После прощания со святым авва Орсисий похоронил его останки рядом с тайной могилой святого Пахомия. Получив известие о кончине подвижника, святой Афанасий отправил братии послание, в котором писал, что Феодор продолжает жить среди них, ибо он составлял единое целое с Саввой Орсисием, и просил их не оплакивать того, кто отныне пребывает в обители праведников.

Перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца

Память о перенесении мощей святого Ефрема в 1545 году. Празднование было установлено на Московском Соборе 1549 года.

Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине. В святом Крещении назван Евстафием. Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и поселился в Калязинской обители во Имя Пресвятой Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве. Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (память 1 октября) и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа, повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келлию. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку от его келлии. Со временем стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия (+ 1458; память 11 марта) сан священнослужителя.

Возвратившись из Новгорода, преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки монастырю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Ввиду недостатка искусных строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу нескольких иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма было завершено.

Преставился преподобный Ефрем 26 сентября 1492 года и был погребен в храме Святителя Николая. В 1509 году из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Явившийся игумену Роману преподобный Ефрем указал место Клинково для расположения обители. На месте погребения преподобного была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны. 16 мая 1545 года мощи преподобного Ефрема были перенесены в новую обитель. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного Ефрема Перекомского, утвердившаяся окончательно после прославления святого подвижника на Соборе 1549 года. (Память перенесения мощей преподобного Ефрема Перекомского совершается 16 мая.)