К проблеме патриотизма (Игорь Гарин)

0
290

К проблеме патриотизма: если страна не уважает своих граждан, должны ли граждане уважать такую страну?

ПАТРИОТИЗМ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ

Налицо новый вид патриотизма: поднялся вверх — перевел денежку в США, прикупил землицу или винограднички в Италии, приобрел замок в Англии, отправил в Лондон детишек учиться, поселил на Западе свои семьи. Наши профессиональные патриоты — те, кто пилят бюджет и живут на виллах в Майями, Ницце, Монте Карло, Антибе и т.д.

Патриотизм стал невероятно выгодным предприятием, самым надежным способом сделать карьеру. Если власти много говорят о бескорыстной любви к родине, то это значит, что доходы населения сильно понизятся. Впрочем, почему бы из патриотических соображений и не поголодать.

А.Невзоров: Слова «патриот» и «вор» стали практически синонимами, потому что чем он больше ворует, тем громче орет о своем патриотизме. Почти комментарий к М.Салтыкову-Щедрину: «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли».

По словам моей читательницы Анны Гриневской, всё, что говорится у нас по поводу патриотизма, есть величайший обман, как тогда, так и теперь.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ?

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
Блажен болтающий поэт и жалок гражданин безгласный.
Николай Некрасов

Страна еще раз выведена «за черту абсурда: хотели гражданского общества — получили общество уголовное. Хотели протестантски вымуштрованных чиновников — получили крупное и мелкое ворье. Хотели бизнеса — получили… кидняк.
Карен Свасьян

Быть гражданином тоталитарной страны неизменно и первостепенно означает — быть ее патриотом. Но я не хотел бы быть патриотом гитлеровской Германии или кимовской Кореи, где патриотизм являлся синонимом «пушечного мяса», согласного на забой. Более того, мне всегда казалось, что критика и даже недоверие к власти, к любой власти, должно быть первейшим гражданским долгом патриота. Потому что власть, не позволяющая себя критиковать, есть тоталитарная, то есть гитлеровская власть. Лучшее ограждение от вождей и тиранов — недоверие патриотически настроенных граждан.

Как говорил мудрый Анатоль Франс, только свободный и ответственный гражданин имеет отечество; раб, крепостной, подданный, холоп деспота имеют лишь место рождения. Кстати, эту тривиальную мысль прекрасно понимали даже в древности. Царь Спарты Агесилай II (422-353 до н.э.) признавался: «Жители Малой Азии — никуда не годные свободные граждане, но как рабы они превосходны».

Какое гражданское общество в условиях абсолютного распада гражданского сознания, распада общественных связей, краха правового государства, стоящего ни на чем, просто на пустоте: «Внизу нет ничего. Цинизм, разочарование, усталость, полное неверие в то, что что-то реально может измениться».

Какое гражданское общество в стране, где люди в большинстве своем упорно не хотят ни думать, ни, тем более, понимать… Где большинство без команды прогибается под хозяина и рвет всё инородное по духу. И каждый раз прикрываются старым, залоснившимся уже одеяльцем — «родину с колен поднять», будто родина хронический инвалид, ни на что сама не способна…

Какое «достижение всеобщего правового гражданского общества» (И. Кант) после долговременной программы создания государственной системы, постепенно превращающей люд — в послушное население. С полезными качествами хорошо обученного рабочего скота, которому неведомы достойные условия нормального человеческого существования…

Я всегда исходил из того, что без граждан правовое государство немыслимо, что демократии без граждан не бывает, что как только служение свободе и правде перестает быть главным делом свободных граждан, государство деградирует и разрушается. Гражданская деятельность, долг и обязанность противостоять злоупотреблениям власти являются лучшей школой свободных граждан. Ибо граждане действительно служат народу своей честью и совестью, учатся критически мыслить, развивают и обогащают свое мышление, непрерывно учатся быть честными, правдивыми и ответственными. Ибо правдивость, ответственность, свобода объявлять свои мысли и заявлять свои права — ключи к воспитанию ответственного гражданина. «Государство может себе позволить забыть промахи своих граждан, но граждане промахи своего государства — нет».

Я не желаю, чтобы история государства становилась историей «обнуления» собственных граждан. Я не могу смириться с положением соотечественников, идентичных положению заложников, захваченных террористами. Я не хочу стыдиться быть гражданином собственной страны. Я не потерплю, дабы политические самозванцы пачками принимали безумные законы, возвращая всех в Средневековье — такая страна не может быть моей родиной, наглой и постоянно лгущей. Жить в стране, где власть захватил криминальный режим, где государство является воровской пирамидой, где выборы превращены в фарс, где суды служат начальству, а не закону, где есть политзаключенные, где средства массовой пропаганды напоминают проститутку и где отметаются в дальний угол позиции человека, как гражданина — всё это абсолютно несовместимо с понятием самой гражданственности!

Американский политолог и основоположник концепции плюралистической демократии Роберт Алан Даль, считал, что безмолвные граждане — это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии, что демократическая культура ставит во главу угла личную свободу и таким образом оказывает поддержку гражданственности. Народ, который думает, что может защитить свободу, лишь систематически изгоняя самых даровитых граждан, наилучшим образом служивших ему, тем самым показывает, что он недостоин свободы.

Нельзя требовать от рабов создания «гражданского общества», нельзя быть великой страной и не уважать своих граждан. Министр иностранных дел Франции Алексис ле Токвиль еще в XIX веке писал: «Демократия утверждает высочайшую ценность каждого человека, социализм превращает человека в простое средство, в цифру». Совсем нелегко научить всех пользоваться свободами и политическими правами, быть ответственными за свой народ и свою страну, но достижение этой цели приносит поразительные результаты. Только граждане демократических стран являются свободными людьми, могут свободно участвовать в политической жизни, и в случае необходимости рассчитывать на защиту и помощь со стороны государства. Только свободные люди искренне любят свою страну и готовы защитить ее достоинство.

Люди сами создают страны, в которых живут. О благосостоянии государства судят по жизни народа, живущего в нем. Неравнодушные граждане любят и ценят культурное наследие своих предков, знают подлинную, а не мифологическую или фейковую историю своего народа. Их заботит будущее страны и своих детей. Их не надо призывать к патриотизму — они по собственной инициативе поднимают государственный флаг на флагштоках около своих домов. Там, где искренне гордятся своей историей, не бывает изгнанных гениев, одиноких стариков, заброшенных могил и загаженных подъездов.

Как быть достойным гражданином? Это значит иметь активную жизненную позицию, не отсиживаться, не отмалчиваться, не перекладывать свои обязанности на плечи других. Это значит, пьянствуя и гадя в подъездах, не болтать о патриотизме, а денно и нощно учиться, много и креативно трудиться, вкалывать на благо страны.

Гражданин Израиля всемирно знаменитый пианист Евгений Кисин в интервью журналу «LimeLight» рассказал о том, что значит для него гражданство Израиля: «Я всегда презирал шовинизм и никогда не считал, что мой народ превосходит другие народы; я искренне счастлив, что моя профессия, вероятно, самая интернациональная в мире, что я играю музыку, созданную великими композиторами разных стран, что я путешествую по всему миру, и делюсь своей любимой музыкой с людьми разных стран и национальностей, — но я хочу, чтобы все люди, которые оценили мое искусство, знали, что я еврей, что я принадлежу к народу Израиля. Вот почему теперь я чувствую естественное желание путешествовать по всему миру с израильским паспортом. Но иметь гражданство и быть гражданином не одно и тоже. Гражданин — это человек, который осознает себя хозяином собственной судьбы и чувствует ответственность за все, что происходит в его стране. Очень хорошо об этом сказал французский писатель Сент-Экзюпери: «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой одержанной товарищами. Сознавать, что кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир! Учась быть взрослым, те учась оберегать, сострадать, сочувствовать вы учитесь гражданственности». Степень гражданской зрелости можно определить словами: «Если не я, то кто же?»