Формирование тоталитарных режимов в странах Европы в 1930-е гг

0
424

Формирование тоталитарных режимов в странах Европы

Урок проводится с использованием технологии проблемного обучения и метода группового кооперативного обучения. Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы каждый обучающийся был равноправно с остальными включён в учебную деятельность и был достигнут коллективный результат.

Каждая мини-группа получает конкретное задание или решает, какую либо проблему.

учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2011г.

На примере социально – политической истории Италии, Германии и Испании в 1920 – 1930-е гг. обобщить и углубить представления учащихся об основных признаках тоталитарного режима

Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы

Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии, Германии и Испании

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века

— Развитие аналитического и синтезирующего мышления

— Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы

— Отработка навыков работы в должном темпе

— Развитие умений действовать в группе и самостоятельно

— Реализация принципа проблемности развивающего обучения

Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности

На базе знаний по обществознанию, повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарный режим, его признаки».

Италия в 1920 – 1930-е гг. Особенности итальянского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

Германия в 1920 – 1930-е гг. Особенности германского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

Испания в 1920 – 1930-е гг. Особенности испанского фашизма (проблемное изложение, работа в группах).

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период.

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.

I . Повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарные режимы, их признаки».

Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.

Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?

1.1. На основе знаний по обществознанию сформулируйте определение понятия «тоталитаризм».

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим , имеющий полный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

1.2. Перечислите признаки тоталитарного режима, распределите их по трём направлениям: экономические, политические, социальные (таблица на доске).

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма:

ликвидация конституционных прав и свобод

сращивание партийного и государственного аппарата

единовластие одной партии

контроль над семейной жизнью

организованный террор и репрессии

централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной)

монополия власти на информацию

культ вождя, наличие лидера-диктатора

милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм, расизм.

Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве .

Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага.

Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.

Проблемные вопросы формулируются на доске.

Почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?

Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Три группы работают над вопросами и сравнительными таблицами, а четвёртая работает с документами.

В рабочих группах ученики, изучая особенности одной из фашистских диктатур, заполняют аналогичные сравнительные таблицы.

2.1. Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?

— тяжелое экономическое положение

— массовое недовольство, движение трудящихся

— во всех бедах винили правительство либералов

— фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)

— царившая обстановка неуверенности

— неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике

2.2. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Италии в 1920 – 1930-е гг.

— ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

— Муссолини, фактически, единоличный правитель

— чистка государственного аппарата

— 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет

— вмешательство в экономику

— ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности

— активная внешняя политика

— создание корпоративной системы

2.3. Перечислите особенности итальянского фашизма.

— в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна

— антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики

— в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера

— Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

— партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

2.5. Что способствовало приходу фашистов к власти в Германии?

— экономический и политический кризис

— отсутствие политической стабильности

— снижение авторитетности правительства из-за экономических трудностей

— чувство национального унижения, охватившее общество после Первой мировой войны (инфляция, контрибуция)

— популярность националистических идей

— страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением

2.6. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Германии в 1920 – 1930-е гг.

— террор противников (создание тайной полиции (гестапо), концентрационных лагерей)

— ликвидация буржуазно – демократических свобод

— упразднения принципа разделения властей

— запрет всех партий, кроме НСДАП

— максимальная централизация хозяйственной жизни

— организация общественных работ для ликвидации безработицы

— поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика

2.7. Перечислите особенности германского фашизма.

— крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство

— крайний национализм и расизм

— антисемитизм возведён в ранг государственной политики

— сосредоточение всей власти в руках Фюрера

— партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

— цензура, слежка, доносительство

2.8. А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти?

Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным.

2.9. Что способствовало приходу фашистов к власти в Испании?

— всеобщее недовольств исходом революции

— совершается размежевание социал-демократических сил

— объединение богатых и могущественных реакционных сил

— ликвидация основных социальных достижений революции

— победа Народного фронта активизировала испанский фашизм

— мятеж и гражданская война

Гражда́нская война́ в Испа́нии (июль 1936 — апрель 1939 ) — конфликт между Второй Испанской Республикой в лице правительства испанского Народного фронта (республиканцы, лоялисты ) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники), поддержанного фашистской Италией , нацистской Германией и Португалией , в результате которого была ликвидирована Испанская республика и свергнуто республиканское правительство.

2.10. При чтении учебника выпишите основные мероприятия тоталитарных правительств Испании в 1920 – 1930-е гг.

— создание реакционных партий (Фаланга)

— внесудебное преследование всех участников демократического движения

— 1936г. сосредоточение военной и гражданской власти в руках Франко

— указ о жёстком контроле государства над прессой и книгоизданием

2.11. Перечислите особенности испанского фашизма.

Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного.

режим навязан военной силой при помощи извне

большое влияние сохранила католическая церковь

фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы

режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой

все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией

и деология носит гораздо менее тоталитарный характер, нежели итальянский фашизм и немецкий нацизм

Главная особенность испанского фашизма – это испанская фаланга. Именно с этой организацией связано наименование этого течения в Испании – фалангизм.

2.12. Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и тоталитаризма в 1930-е гг. закончилось победой фашистской диктатуры?

Победа Народного фронта активизировала испанский фашизм, группировки в партии «Фаланга». В середине июля 1936 в испанском Марокко, а вслед за тем во многих городах Испании начался военно-фашистский мятеж, главой которого стал генерал Франко. Мятежники получили щедрую помощь — военными материалами и людьми — со стороны Германии и Италии. На их стороне оказались правительства Англия и Франции. Два с половиной года длилась гражданская война в Испании. То, за что бились республиканцы, они пытались осуществить уже в ходе войны было преступлено к национализации крупной промышленности, более 300 тыс. крестьян. семей получили безвозмездно 5,5 млн. га земли, б/приняты законы о 48 –час. раб. неделе, охране труда, соц. обеспечении. Не только Каталония, но и Баскония получили национальную автономию. В конце марта испанский фашизм торжествовал победу.

После работы с таблицами анализ каждого вопроса .

1) Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии, Германии и Испании?

2) Каковы основные мероприятия тоталитарных правительств?

3) Особенности национальной фашистской диктатуры в Италии. Германии и Испании?

4) Рассмотрение индивидуальных вопросов по каждому государству.

4.2. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах Европы в 1930-е годы?

Ответ учеников: Все признаки, записанные на доске, подходят к тоталитарным режимам, утвердившимся в странах Европы в 1930-е годы.

Сходство практики тоталитарных режимов в экономике заключалось в ее сверхмонополизации, распространении сферы государственного регулирования на все основные отрасли хозяйства, в нарушении принципа частной собственности.

3. 4 группа работает с документами по вопросам:

На основе нижеприведённых фрагментов из книги А.Гитлера «Моя борьба» опишите модель человека/общества/мира в свете национал- социалистической идеологии.

3.1. Почему физическое развитие молодёжи нацисты предпочитали её образованности?

На основе документов отвечает 4 группа.

3.2. Каковы основные черты тоталитарной идеологии? Ответ на основе дополнительного материала (ученик готовит заранее).

Основными постулатами нацистской идеологии были антисемитизм, антидемократизм, антимарксизм, расизм, национализм и шовинизм, а инструментами политики и идеологии НСДАП были террор и пропаганда. И позже массовое убийство, как виновных, так и невиновных. Террор же — это осуществление внутреннего закона движения.

Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека с целью искоренения угрозы режиму в виде инакомыслия. В соответствии с идеологическими установками конструируется новый тип личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе.

Целью идеологии объявлялось создание принципиально нового общества, нового человека. Одновременно указывался враг, который подлежал беспощадному уничтожению в борьбе за достижение этой цели. Как бы ни очерчивался круг враждебных движению людей и явлений, в него обязательно включались либерализм и его ценности. Борьба за победу «нового порядка» представлялась как «последний и решительный бой», требующий тотальной мобилизации.
Ценности «нового порядка» могли определяться по-разному, но они обязательно были обращены в будущее и имели абстрактный характер. Место безусловных нравственных ценностей, морали должна была занять преданность идеологии, причем право истолкования подлинных интересов движения закреплялось за одним или немногими лидерами. Речь шла о готовности исповедовать те идеи, которые именно в данный момент провозглашают вождь, партия. В этом главное отличие тоталитарной доктрины от традиционных, в том числе религиозных, ее вариантов.

3.3. Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма.

4.1. Каковы общие социально – экономические, политические и культурно – исторические предпосылки утверждения тоталитарных режимов?

4 группа на основе анализа делает вывод, что общими социально – экономическими, политическими и культурно – историческими предпосылками утверждения тоталитарных и авторитарных режимов в 1930-е гг. были:

Разочарование большинства населения (ремесленники, крестьяне, ветераны войны, безработные) условиями послевоенного мира; социально-экономический и политический кризис.

Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к стабильности, «сильной руке».

Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей, финансистов, земельной аристократии из-за боязни революционного взрыва и заинтересованности в государственных заказах.

Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса (лидеры СДПГ и КПГ недооценивали фашистскую угрозу и продолжали борьбу за лидирующую роль в рабочем движении).

Изменение тактики самих фашистских партий, их активная борьба за массы, внимание к парламентским формам деятельности.

4.3. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма?

Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского, итальянского и испанского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми.

Итак, главный вопрос, который мы поставили в начале урока:

Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии и Испании к власти приходят фашисты. Появление тоталитарных государств не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения. Для чего утверждались тоталитарные режимы? Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции. Создания нового социального порядка.

В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.

При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.

Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.