Форма государственного устройства, Унитарное государство, Автономия, Федеративное государство — Теория государства и права

0
68

Под формой государственного устройства понимаются территориальное устройство государства (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство

Простое по составу государство, имеющее единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения, называется унитарным (франц. unitaire — единое, составляющее одно целое). Примером такого государства могут служить Польша, Италия и др. [1] Административные образования в составе такого государства несамостоятельны и подчинены центральным органам власти.

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков [2] :

  • 1) единая конституция;
  • 2) единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);
  • 3) единое гражданство;
  • 4) единая система права;
  • 5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.
Автономия

В случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в автономии.

Автономия (греч. autonomía — сам + закон) — это право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств (например, автономные области в унитарной Италии и автономии в федеративной России).

Федеративное государство

В отличие от автономии федерации образуются путем передачи полномочий не сверху вниз, а снизу вверх: от субъектов — к федерации. Субъекты федерации, как правило, равноправны.

Федеративное государство (от позднелат. foederatio -союз, объединение) — это сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в ФРГ, области и края в России) или даже суверенитетом (кантоны в Швейцарии, до недавнего времени республики в России) [3] . Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти [4] . Для защиты и представления интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (США, Швейцария, Россия). В федерации существует двойная система законодательства: федеративное и законодательство субъектов федерации.

Распространенно заблуждение, что унитарные государства — мононациональные, а федеративные — многонациональные. В действительности это не так. Болгария — многонациональное унитарное государство, а США — мононациональное федеративное. В основе различия между унитарными и федеративными государствами лежит форма деления территорий и система организации органов государственной власти. Вместе с тем национальный состав населения оказывает определенное влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации (США, ФРГ, Мексика, Бразилия и др.), национальные федерации (СФРЮ, ЧСФР, СССР), а также смешанные административно-национальные (РФ). Различие между ними состоит в том, что в административных федерациях в основу деления территории положены объективные критерии: рельеф местности, климатические условия, размещение полезных ископаемых, плотность населения, сложившиеся хозяйственно-экономические связи, исторические традиции и т.д. А в национальных федерациях — субъективный фактор -национальный состав населения, поэтому национальные федерации оказались непрочными формами государственного устройства (СФРЮ, ЧСФР, СССР).

Правовой основой большинства существующих в мире федераций является конституция (основной закон) страны. Вместе с тем в основу федерации может быть положен договор (так называемые договорные федерации). Особенность договорных федераций проявляется в большей самостоятельности ее субъектов. Конституционные федерации построены преимущественно в форме реализации воли «центра», закрепленной в принимаемых высшими органами государственной власти конституциях. Конечно, конституция в той или иной форме закрепляет определенную самостоятельность субъектов федерации, но изменение конституции — исключительное право федеральных органов государственной власти. Что же касается договорных федераций, то основа их правового положения — результат сопряжения воли двух сторон (федерации и ее субъектов), в равной степени способных влиять на изменение содержания договора.

Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией (ст. 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа (территориальной и национальной) [5] , поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения предметов ведения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании федеративных [6] и иных договоров [7] .