Фашизм как форма авторитарного режима

0
309

Особенности феномена фашизма как формы авторитарного режима, причины его возникновения. Анализ социальных, политических и социально-психологических предпосылок фашизации. Специфика возникновения и роста фашистского авторитаризма в Италии и Германии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Красноярский институт железнодорожного транспорта

Филиал ГОУ ВПО Иркутский государственный университет путей сообщения в Красноярске

на тему: Фашизм как форма авторитарного режима

1. Фашизм как форма авторитарного режима и причины его возникновения

2. Социальные, политические и социально-психологические предпосылки фашизма

Заключение Список литературы

Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX века и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняет задачи захвата и использования власти.

Не секрет, что в России существует достаточное количество людей, искренне симпатизирующих фашизму — в большей степени германскому, в меньшей — итальянскому. Далеко не все из них демонстрируют свои симпатии, но почти все убеждены в необходимости повторения фашистского опыта на русской почве. Поэтому актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня крайне важно разобраться с тем, что же представлял собой фашизм на самом деле.

Цель работы: рассмотрение феномена фашизма.

Задачи:- рассмотреть фашизм как форму авторитарного режима;

— выявить причины его возникновения;

— рассмотреть историю фашизма на примере Италии и Германии.

1. Фашизм как форма авторитарного режима и причины его возникновения

Авторитарный режим — одна из форм политического режима, характеризующаяся открыто антидемократическими методами осуществления диктатуры эксплуататорских классов. Для него типичны ограничение или полное отсутствие буржуазно-демократических прав и свобод, запрещение деятельности прогрессивных партий и организаций трудящихся, ограничение принципа выборности и полномочий представительных учреждений, концентрация власти в руках главы государства или правительства, бюрократический централизм, прямая опора на военно-карательный аппарат и т.п. [3].

Существенными чертами авторитаризма являются:

1) монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;

2) полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

3) сильно централизованная монистическая структура власти;

4) сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

5) наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;

6) отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

7) использование силовых структур для удержания власти.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового Времени, фашистские диктатуры и др. [1].

Крайней формой авторитарного политического режима являются тоталитарные фашистские диктатуры нацистской Германии (1933 — 1945), фашистской Италии (1922 — 1944), франкистской Испании (1939 — 1975), салазаровской Португалии (1926 — 1974). Профашистские и военные разновидности авторитарного режима (военные диктатуры) существуют сегодня в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Вычленение фашизма из тоталитарной связки открыло возможности для сравнительного анализа его вариантов и в конечном счете для его типологии. «В своей книге “Фашизм в его эпоху” Эрнст Нольте строит своеобразную типологическую шкалу или лестницу из четырех ступеней: низшая — авторитаризм, верхняя — тоталитаризм, и две промежуточных. Низшая ступень или, как говорит Нольте, низший полюс, это еще не фашизм. Верхнего же, тоталитарного полюса достигают только радикальные формы фашизма. Между двумя полюсами располагаются “ранний” и “нормальный” фашизм. Все это конкретизируется следующим образом: Между полюсами авторитаризма и тоталитаризма протягивается дуга от режима Пилсудского через политический тоталитаризм фалангистской Испании до всеобъемлющего в тенденции тоталитаризма Муссолини и Гитлера». Однако ступени радикального фашизма в полной мере достиг только германский национал-социализм, тогда как итальянский фашизм застрял на средней или “нормальной” фашистской позиции.

Судить о фашизме в целом можно только с учетом нацистского опыта: «после того, как национал-социализму удалось добиться господства, в нем самым наглядным образом олицетворялись и радикализировались почти все существенные черты фашизма, и все оценки должны в первую очередь соотноситься с ним».

Социальной базой фашистских движений является, прежде всего, мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Но это вовсе не означает, что при установлении фашизма к власти приходит мелкая буржуазия. Мелкая буржуазия в силу двойственного характера своей политической психологии и ее положения в системе общественного производства не может сама осуществлять государственную власть. Мелкобуржуазное происхождение многих фашистских вождей (Муссолини — сын кузнеца, Гитлер — сын сапожника, ставшего затем таможенным чиновником), наличие выходцев из этой среды на важных постах в механизме фашистской диктатуры никак не меняет ее сущности. Фактически власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического капитала. Фашизм устанавливается не сразу. Прежде чем произвести замену политического режима, буржуазия проводит серию подготовительных мероприятий. Г. М. Димитров говорил на VII конгрессе Коминтерна: «До установления фашистской диктатуры буржуазные правительства обычно проходят через ряд подготовительных этапов и осуществляют ряд реакционных мероприятий, помогающих непосредственному приходу фашизма к власти».

Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов [7].

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям:

ѕ открытое нарушение и попрание буржуазно-демократических прав и свобод;

ѕ преследование и запрещение коммунистических и рабочих партий, а также прогрессивных профсоюзов и общественных организаций;

ѕ слияние государственного аппарата с монополиями;

ѕ милитаризация государственного аппарата;

ѕ упадок роли центральных и местных представительных учреждений;

ѕ рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти;

ѕ сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций;

ѕ возникновение различного рода правоэкстремистских движений («Национальный фронт во Франции, Итальянское социальное движение и т.д.).

Фашизм как особого рода буржуазный политический режим обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов.

Фашизм не только целиком уничтожает буржуазную демократию, но и теоретически “обосновывает” необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирую над интересами отдельных личностей.

Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается самой оголтелой социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает псевдосоциалистические лозунги, жонглирует той либо иной разновидностью «национального социализма». Фашизм теоретически «обосновывает» отсутствие антагонистических классов в буржуазном обществе. Вместо классов он вводит понятие корпораций. Корпоративизм провозглашает «сотрудничество труда и капитала», при котором предприниматель уже не является эксплуататором, а выступает как «капитан индустрии», руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей «социальную функцию». Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации. Так, в муссолиниевской Хартии труда (апрель 1927 г.) говорилось: «Итальянская нация является организмом, цели, жизнь и средства, действия которого превышают силой и длительностью цели, жизнь и средства действия составляющих этот организм отдельных лиц и групп их. Она представляет моральное, политическое и экономическое единство и целиком осуществляется в фашистском государстве». На самом деле в условиях фашистского «морально-политического единства» возрождается на империалистической основе кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а классовая борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением.

Именно социальная демагогия и, прежде всего, проповедь «национального социализма» отличают фашизм от иных авторитарных режимов, при которых также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами.

В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. Однако достаточно широкое распространение получили различного рода тиранические режимы, при которых полностью уничтожаются все институты буржуазной демократии.

2. Социальные, политические и социально-психологические предпосылки фашизма

Социальные несправедливости, как известно, являются причиной классовой борьбы. Однако, эта борьба для людей определенного типа превращается в борьбу за власть как самоцель. Эти несправедливости порождают ненависть к существующему порядку вещей со стороны классов, занимающих подчиненное положение в социально-экономической иерархии, что также служит питательной основой для нацизма.

Но одних лишь социально-психологических причин недостаточно для полного проявления инстинкта власти и практического удовлетворения этих потребностей. Поэтому выделяются еще и политико-психологические основания.

К таким основаниям фашистских настроений в обществе можно отнести политические кризисы и катастрофы, экономические кризисы, различные ситуации, при которых происходит дестабилизация государственного режима.

Все эти ситуации сопровождаются, как правило, кризисом доверия к власти. Появляются массы недовольных, вернее, они и так были, но политические кризисы только дают им еще один повод выразить свой протест и удовлетворить свои потребности в силе.

Для масс главное, чтобы нашелся один харизматический лидер, способный повести за собой всех недовольных, потому что массы не хотят и не умеют брать на себя ответственность. Когда эти люди приходят к власти, то им надо постоянно поддерживать уверенность людей в правильности этой идеологии, т.е. им нужна какая-то основа. Такой основой становится образ врага, т.е. объект ненависти, который нужно уничтожать.

В западной Европе возникновение фашизма было непосредственно связано с кризисом либерально-демократических и гуманистических ценностей, вызванным первой мировой войной, с обусловленным ею взрывом националистических настроений, особенно в странах, потерпевших поражение. В той сложной политической и социальной ситуации в Германии найти «врага» было несложно.

Собственно говоря, массам было все равно, кто им станет. Им нужен был лишь объект, который можно подчинить себе, применять к нему свои садистские начала, просто ненавидеть. Учитывая то, что Германия заключила невыгодный ей мирный договор, врагом стали соседние европейские страны, поделившие между собой некоторые немецкие территории. Как известно, самыми жестокими преследованиями со стороны немецких фашистов подвергались евреи. Еврейскому населению досталась роль «козла отпущения», на которого свалили все финансово-экономические беды, преследовавшие Германию. Еврейский капитал заполонил банковскую систему, поэтому Гитлер обвинил евреев в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности. Гитлер также говорил о всемирном заговоре евреев, это стало еще одним фактором, сделавшим другие европейские государства врагом германского народа.

В роли врага могут выступать народы, проживающие во враждебном государстве, конкретные этнические группы в самой стране, каким-либо образом мешающие или просто не нравящиеся остальному населению государства.

Здесь следует отметь, что в таком случае в роли группы риска, где могут формироваться нацистские или национал-патриотические настроения, выступают не только низшие слои населения, но и вполне благополучные люди. Примером может служить сегодняшняя ситуация в России (по крайней мере в Москве). Все теракты создают дестабилизацию, и не только политическую, но и социальную.[5,С.256]

Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился. Возникновение и рост итальянского фашизма были определены и обусловлены специфическими экономическими, социальными и политическими проблемами, возникшими уже в 19-м столетии и обостренными течением и исходом Первой мировой войны.

Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты.

Первые фашистские организации возникают в Италии вскоре, по окончании мировой войны.

Хотя Италия испытала в Первой мировой войне ряд тяжких поражений, она была одной из держав-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, также входившего в ее требования, тогда как Фиуме (Риска) был объявлен вольным городом. Итальянское правительство не решилось энергично вмешаться, когда итальянские войска под предводительством поэта ГабриелеД’Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течение 16 месяцевД’Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника», хозяйничал в городе, развив уже тогда все элементы политического стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шествия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветствие по древнеримскому образцу и эмоциональные диалоги толпы с ее вождемД’Аннунцио.

Организация фронтовиков «Боевые отряды», основанная Муссолини в Милане 23 марта 1919 года, приняла политический стильД’Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в не особенно крепкую партию (Национальную фашистскую партию, НПФ) и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов.

Это зависело и от личности самого Муссолини, и от пропагандируемой им идеологии, содержавшей, наряду с националистическими, также некоторые социалистические элементы. Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, главным образом, участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии и намеревавшемся их заменить, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решения не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем более они производили эффект.

Еще действеннее, чем программа фашистов, была их политическая тактика, по существу продолжавшая мировую войну гражданской войной. Представители и исполнители ее предприятий, чаще всего завершавшихся насилиями, были «squadri» («отряды» — итал.), отряды, состоявшие из учеников и студентов, а также бывших солдат итальянских элитных и штурмовых подразделений, arditi («отважные, дерзкие» — итал.).

Правительство и полиция не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов.

Вечером 27 октября 1921 года Муссолини отдал приказ собравшимся в Неаполе «скуадри» начать поход на Рим. Хотя чернорубашечники были вовсе не вооружены или недостаточно вооружены, полиция и военные опять не вмешивались.

Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч: достаточно было открыть стрельбу «на четверть часа»» как предлагал королю генерал Бадольо. Но король и его камарилья приняли иное решение: глава партии «шакал» Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

28 октября 1921 года Муссолини стал главой правительства, но его положение казалось крайне шатким. Из 535 депутатов парламента лишь 35 принадлежали к Национальной фашистской партии, к которой, впрочем, с начала 1923 года присоединилась Националистическая партия. Муссолини пришлось пойти на коалицию, в которую вошли, кроме уже упомянутых националистов, также либералы, демократы и «пополари» (popolari — популисты, итал.— «народная партия»).

Парламентские союзники фашизма проявили готовность принять (8 ноября 1923 года) так называемый «закон Ачербо» (leggeAcerbo). По этому закону любая партия, набравшая на выборах наибольшее число голосов, но не менее 25%, получала две трети мест в парламенте. На выборах 5 апреля 1924 года фашисты вместе с либералами, выступавшими общим списком с ними, получили почти две трети всех мест и теперь бесспорно господствовали в парламенте. Впрочем, этот успех на выборах был достигнут прежде всего с помощью террористических мер и благодаря финансовой поддержке со стороны промышленного объединения «Конфиндустрия».

Власть Муссолини основывалась, с одной стороны, на порученной ему королем должности главы правительства (capodelgoverno), а с другой — на подчиненной ему как «вождю фашизма» (ducedelfascismo) единой фашистской партии с ее милицией и многочисленными зависящими от нее организациями.

2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации, соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал “сам” Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись).

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана “палата фашистских организаций и корпораций”. Члены ее назначались Муссолини.

За этим в начале ноября 1925 года последовали «высшие фашистские законы», расширившие власть главы правительства за счет парламента, который был отныне полностью подчинен исполнительной власти.

Дальнейшими законами были распущены городские собрания депутатов, отменена свобода собраний и объединений, свобода печати и были уволены политически неблагонадежные служащие.

“Чрезвычайные законы” следовали один за другим:

ѕ они запретили профессиональные союзы (за исключением огосударственныхфашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);

ѕ они восстановили смертную казнь за “политические преступления”;

ѕ они вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную высылку;

ѕ коммунистическая партия была объявлена вне закона;

ѕ органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).

Всякое новое усиление террора провоцировалось обыкновенно каким-нибудь «покушением», «заговором» и т.п. В ноябре 1926 года за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик. Тотчас последовала волна арестов, смертных приговоров и т. д.

В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому «большой фашистский совет» составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом, парламентская система в Италии была окончательно заменена диктатурой.

Власть и влияние монархии, армии и церкви в значительной степени сохранились. Они вообще не были отождествлены с фашизмом, но были, несомненно, его союзниками.

Католическая церковь получила по Лютеранскому договору, заключенному в феврале 1929 года, даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни.

Следует отметить основные черты итальянского фашизма.

Прежде других определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года “О полномочиях главы правительства” делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года “О праве исполнительной власти издавать юридические нормы” предоставил “исполнительной власти“, то есть тому же главе правительства, право на издание “декретов — законов”. При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было. фашизм авторитарный политический италия

Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления».

Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии («секретарь») назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.

Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.

Помимо общей полиции существовали: “организация охраны от антифашистских преступлений” (ОВРА), “особая служба политических расследований”, “ добровольная милиция национальной безопасности”

Противники режима находились под наблюдением специальной тайной полиции; вновь учрежденные специальные суды приговаривали их к длительным срокам заключения или к интернированию на отдаленные острова. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в “политической неблагонадежности”.

Национальные меньшинства были также подвергнуты тяжелым притеснениям; но евреев, которых в Италии было очень мало, сначала не трогали. Лишь в 1937-1938 годах, в процессе сотрудничества с национал-социалистской Германией, начали осуществлять антисемитские акции.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы “возродить Римскую империю”.

Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки.

В осуществление этой программы, удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938г.)

В июне 1940 года Италия — партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту — объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию. Итальянская фашистская пресса наполнилась обещаниями скорой великой афро-европейской Римской империи. Конец был совсем не таким.

«Немецкий фашизм», при всех общих чертах, значительно отличается от «первоначального», итальянского фашизма — отличается своими причинами, структурой и, не в последнюю очередь, своими последствиями.

Подобно итальянской фашистской партии, Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) также возникла в условиях экономического и общественного кризиса послевоенных лет. Впрочем, она выросла в массовую партию лишь в годы мирового экономического кризиса. История роста НСДАП существенно отличается от развития фашистской партии в Италии. Несомненно, это объясняется разными условиями, в которых находились эти партии. Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:

а) монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в демагогических обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

в) рабочий класс Германии — и это едва ли не главное оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо и против социал-демократии.

В 1929 году разразился экономический кризис. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а безработных стало 9 млн. человек. Народные массы переходили на сторону компартии. На выборах 1930 года она получила 4,5 млн. голосов — на 1 300 000 человек больше, чем в 1928 году.

Предвидя опасность фашистского переворота, Коммунистическая партия Германии предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в едином антинацистском фронте. Предложение было отвергнуто. Социал-демократические лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти «легальным путем» — соблюдение конституционной процедуры: выборы, поручение составить правительство и пр.

На выборах в рейхстаг, состоявшихся в августе 1932 года гитлеровцы получили 13 млн. голосов — далеко не большинство. Они пытались поправить дело в ноябре, но неожиданно, за какие-нибудь два-три месяца, потеряли 2 млн. избирателей. В то же время компартия завоевала 600 тыс. новых голосов. За нее голосовало 6 миллионов избирателей.

Результаты ноябрьских выборов были неожиданными для монополистических хозяев Германии. И хотя на выборах в рейхстаг 6 ноября 1932 года НСДАП потеряла 34 места и оказалась в кризисе, который мог бы привести к ее упадку, по инициативе руководящих деятелей крупной германской промышленности и сельского хозяйства и при поддержке некоторых политиков из окружения президента фон Гинденбурга был свергнут рейхсканцлер фон Шлейхер и было образовано коалиционное правительство во главе с Адольфом Гитлером.

Сразу же после назначения Гитлера рейхсканцлером был распущен рейхстаг и объявлены новые выборы. В последовавшей за этим избирательной борьбе национал-социалисты могли не только использовать пожертвования промышленников — излившиеся теперь мощным потоком — но и без стеснения эффективно использовать свою позицию силы. Для этого они располагали средствами — государственной властью и партийной армией, к тому же наполовину принявшей государственный характер. В Пруссии двумя приказами (11 и 22 февраля) 40000 штурмовиков и эсэсовцев были включены во вспомогательную полицию. 17 февраля Геринг потребовал от них безжалостно преследовать политических противников, применяя огнестрельное оружие. В ночь поджога рейхстага (27 февраля 1933 года), в котором обвинили коммунистов, были арестованы тысячи коммунистических активистов по заранее составленным спискам. Днем позже эта беспримерная волна арестов была задним числом «легализована» так называемым «Распоряжением рейхспрезидента о защите народа и государства», вследствие чего потеряли силу важнейшие права, гарантированные Веймарской конституцией. Тем самым члены КПГ были фактически поставлены вне закона, хотя их партия могла еще принять участие в выборах в рейхстаг 5 марта. Она получила 81 место, но 13 марта ее мандаты были аннулированы.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть — в особе “фюрера”. Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкций парламента, надавать акты, которые «уклоняются от конституции».

Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал “фюреру”, который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника.

Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда — в демагогических и внешнеполитических целях — гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

Как и вИталия, в Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось “во имя единства нации”. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство.

Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.

Свойственные империализму процессы нашли в гитлеровском рейхе свое законченное выражение. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством и монополиями.

Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались хозяйственные палаты — общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10-12 часов тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 году всего только 70% от зарплаты 1933 года. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8.6 млн. марок в 1933 году и 27 млн. в 1940 году.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.

Начиная с 1935 года, в стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила одна только нацистская партия.

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свои собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность “национал социализму”

Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона.

Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных “фюреров”, которых (как и в Италии) назначали сверху.

В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.

Особое место в системе репрессивного аппарата заняла тельная полиция — гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Как и в Италии, мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы — партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой.

Наряду с политическими противниками системы, сопротивление которых никогда не было полностью сломлено, мероприятия национал-социалистских террористических органов были, прежде всего, направлены против меньшинств. В первую очередь это касалось, конечно, евреев, которые стали жертвами клеветы, бесправия, были исключены из «национального сообщества», ограблены, подвергнуты преследованиям и в конце концов уничтожены.

Самые заметные, хотя и не обязательно самые важные действия предпринимались при этом вполне открыто активистами партии и подчиненных ей учреждений; они претендовали на выражение «воли народа», не имея для этого оснований, так как большинство населения было пассивно:

бойкот еврейских торговцев, врачей и адвокатов, объявленный 1 апреля 1933 года,

сожжение в Берлине и в других университетских городах «анти немецких сочинений» 10 мая 1933 года «хрустальная ночь» — погром 9 ноября 1938 года, когда были разбиты стекла и разграблены еврейские магазины, а также разрушены почти все синагоги,— сверх того 26000 евреев было отправлено в концентрационные лагеря и был убит 91 человек еврейского происхождения.

Еще важнее этих имногих других безобразий, не только терпимых, но провоцируемых и проводимых национал-социалистами, были сотни антисемитских законов, постановлений и дополнений, опять-таки часто мотивируемых «волей народа», которую представляли сами национал-социалисты.

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром.

Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Фракции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась.

Фашизм представляет собой иррациональную неадекватную реакцию общества XX века на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры.

При фашизме упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры. Разрушаются права и свободы человека, увеличивается количество деяний, признаваемых преступлениями. В противовес нарушениям прав и свобод ставится «национальная» идея. Проблема соотношения интересов человека и государства решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими шовинистическими предрассудками и заблуждениями. Фашистское право — это право неравенства людей по национальному признаку. Существует множество интерпретаций фашизма, основными из которых являются следующие:

а) фашизм — это нравственная болезнь Европы;

в) «революция мелкой буржуазии»;

г) «отчаянная борьба средних слоев за сохранение»;

е) «эпилептический припадок» целого народа.

От иных авторитарных режимовфашизмотличаетсоциальная демагогия и прежде всего проповедь «национального социализма», при которой также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами.

Фашистские режимы в Германии и Италии были уничтожены в ходе Второй мировой войны. В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде.

1. Василик М.А. Политология. — М.: Гардарики. 2009. — 588 с.

2. Воробьёв К. А. Политология: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2005. — 448с.

3. Гаджиев К. С. Политология:учебник. /Гаджиев К.С. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 383 с.

4. Кравченко А. И. Политология: учебник. — М.: Проспект; ТК Велби, 2008. — 444с.

5. Райх В. Г. «Психология фашизма». — М.: «Прогресс», 2008

6. Библиотека Гумер-Политология.

7. Энциклопедический словарь конституционного права.

8. Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COMhttp.

Подобные документы

Сущность, отличительный признаки и концепции демократии. Основные черты российского народовластия. Специфика тоталитарных политических системы. Характеристика коммунизма, фашизма и национал-социализма. Этапы формирования авторитарного режима СССР.

курсовая работа [42,2 K], добавлен 13.11.2010

Признаки и структурные особенности, основные типы авторитарного политического режима, использование силовых методов регулирования. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма. Общее и особенное авторитарных и тоталитарных политических режимов.

реферат [32,2 K], добавлен 10.05.2010

Характеристика сущности и идеологии фашизма. История и предпосылки развития в Германии фашизма в 20-40-х гг. XX века. Характеристика нацистской теории сверхчеловека. Анализ перемен в немецком обществе, происходивших в результате прихода нацистов к власти.

реферат [39,0 K], добавлен 18.09.2010

История развития политических системы и раскрытие сущности политического режима как формы правления в государстве. Отличительные особенности демократического, тоталитарного и авторитарного политических режимов. Основные принципы и формы демократии.

презентация [1,2 M], добавлен 23.10.2014

Сущность авторитарного режима и его основные черты. Разновидности авторитаризма: однопартийные системы, военные, бюрократически-олигархические режимы и режимы личной власти. Три типа политических систем. Трансформация и жизнеспособность авторитаризма.

реферат [36,6 K], добавлен 10.05.2010

Сравнительное исследование сущности политических антидемократических режимов, их генезис и закономерности развития в истории различных государств. Сущность, причины возникновения и основные формы авторитарного режима. Отличительные признаки тоталитаризма.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 20.09.2013

Фашизм, его проявления и определения. Возникновение фашизма. Фашистское государство, его особенности и теории фашизма. Причины возникновения международного антифашистского движения. Борьба с фашизмом и движение Сопротивления в оккупированных странах.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 02.12.2008

Особенности и специфика политического режима, отличие этого понятия от формы правления и формы государственного устройства. Характеристика основных политических режимов. Содержание тоталитарного, авторитарного и демократического режимов, их особенности.

реферат [28,8 K], добавлен 24.03.2011

Определение признаков тоталитарного государства. Изучение понятия тоталитарного политического режима. Анализ сущности фашизма, национал-социализма, коммунизма и исламизма. Совершенное общество национал-социалистов. Концепция фашистского государства.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 13.12.2017

Классификация политических режимов как совокупности видов отношений между властью и обществом. Отличие политического режима от вида и формы государственного устройства. Характеристика демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

курсовая работа [58,3 K], добавлен 26.01.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.