Эссе по тоталитаризму Победа тоталитаризма может совпасть с разрушением человечества

0
51

Эссе по тоталитаризму

Победа тоталитаризма может совпасть с разрушением человечества.

«Победа тоталитаризма может совпасть с разрушением человечества». Эти слова принадлежат известному немецко-американскому философу еврейского происхождения, политологу и историку, основоположнице теории тоталитаризма в ХХ веке.

Поднимаемая автором проблема, на мой взгляд, состоит в соотношении общественного прогресса и степени развития в социуме человеческой свободы. Смысл высказывания, таким образом, заключается в вероятной гибели человеческого общества, стиснутого рамками тоталитаризма, когда полностью отсутствуют условия для проявления свободы людей, что, в свою очередь, является необходимым основанием для общественного прогресса.

Я полностью согласна с точкой зрения Ханны Арендт. Тоталитаризм, как известно, это форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Таким образом, в тоталитарном обществе человек полностью несвободен, масса превращается в рабов, которых, как писал английский писатель Олдос Хаксли, «не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство».

Понятие «свободы» в самом общем виде определяется как способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами. Прогресс — это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Многие мыслители устанавливали взаимосвязь между понятиями «свобода» и «общественный прогресс». Так, например, немецкий философ Г.Гегель критерий прогресса усматривал в сознании свободы. В соответствии со взглядами мыслителя, по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Такой взгляд закрепился в современных общественных науках, когда степень возрастания свободы определяется как один из критериев общественного прогресса. Действительно, в современном демократическом обществечеловек обладает значительной свободой в осознании и определении целей своей деятельности, поскольку существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Это значительно расширяет творческий потенциал его деятельности, что, в свою очередь, способствует появлению в обществе новых научных открытий, улучшению материального благополучия людей, открывает возможности для их нравственного развития. Другими словами, увеличение степени свободы индивидов определяет развитие человеческой цивилизации, общественный прогресс. Таким образом, отсутствие свободы в тоталитарном мире неизбежно должно привести к стагнации всей общественной системы и ее последующему разрушению.

Эти выводы можно подкрепить примерами из человеческой истории. Так, например, в германском Третьем Рейхе Адольфом Гитлером было создано тоталитарное государство, которое полностью контролировало жизнь его граждан. Независимость мысли жестоко преследовалась.В результате, немцам была навязана человеконенавистническая идеология их расового превосходства надругими народами планеты, что привело к развязыванию Второй мировой войны. В итоге, бесчисленные жертвы и разрушения, мир был поставлен на край гибели, сам немецкий народ в своем развитии будет отброшен на несколько десятилетий назад. И только полный запрет нацистской идеологии, развитие демократических начал в обществе, свободы человека позволило Германии в современном мире занять место одной из самых развитых стран.

Другим примером деструктивности тоталитаризма может служить история Советского Союза. В стране также господствовала одна идеология (учение марксизма-ленинизма), люди не имели возможности свободно реализовывать свой творческий потенциал. Все, что не вписывалось в рамки одного единственного правильного учения, отметалось и преследовалось (например, исследования в области генетики, современных информационных технологии, психологии, социологии, экономики и т.д.). Под запретом также находились многие виды искусства. Кроме того, пропагандировалась ненависть к другим общественным системам, культивировался образ «врага» в лице западного капиталистического мира. В результате, Советский Союз не только отстал в развитии от передовых стран мира, но и чуть ли не послужил причиной Третьей мировой войны, которая, несомненно, привела бы планету к гибели. Все вместе взятое определило разрушение самого государства и последующий переход общества к строительству демократии.

Необходимо также отметить Северную Корею, которая вплоть до настоящего времени остается тоталитарным государством. Все черты, присущие тоталитаризму, проявляются там в полной мере. Население полностью задавлено рамками одной идеологии и контролем со стороны государства. Также культивируется образ «врага» в лице капиталистических систем (прежде всего, США и Южной Кореи). В последние годы Северная Корея провела ряд испытаний ядерного оружия и мир вновь стоит под угрозой тотальной атомной войны.

Таким образом, всеобщее распространение тоталитаризма, несомненно, грозит разрушением всего человечества. Во-первых, отсутствие свободы остановит общественный прогресс и отбросит людей на несколько столетий назад. Во-вторых, даже этот неблагоприятный вариант развития скорее всего не получит осуществления(все же люди получают шанс начать все сначала), так как взаимная ненависть тоталитарных государств приведет к мировой войне, после которой человеческая цивилизация прекратит свое существование.Аминь.