Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель – формирование представлений о причинах, ходе и результатах исторического выбора в странах Запада в межвоенный период.
Задачи:
- подвести к пониманию особенностей развития системы буржуазной демократии в станах Запада в межвоенный период;
- развить навыки самостоятельной работы с учебной литературой, способности синтезировать, анализировать информацию;
- показать ценность компромисса в общественной жизни.
Учебник: Алексашкина Л.Н. Всеобщая история, XX – начало XXIвека. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л.Н. Алексашкина. – 5-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Индивидуальная форма работы. Урок начинается коммуникативной атакой: под музыку оркестра Гленна Миллера (in The Mood) демонстрируются кадры кинохроники, настраивающей на восприятие соответствующего хронотопа, и объявляется тема урока. – Слайд 1
Для активизации ранее полученных знаний и формулирования проблемы урока составляется таблица “Этапы межвоенного периода” – Слайд 2 — предлагается подумать и письменно ответить на вопрос “Есть ли связь между кризисом и радикализмом?”.
Коллективная работа. Школьники по желанию зачитывают свои ответы.
Групповая работа. Класс делится на три группы, каждая из которых составляет “карту познания” на основе распределенного между группами текста учебника. Первая группа – Лейбористы в Великобритании: путь к власти; вторая группа – “Новый курс” Ф. Рузвельта; третья группа – Франция: выбор между демократией и авторитаризмом.
Каждая группа в своем тексте выделяет ключевое понятие/событие и помещает его обозначение в центре карты познания. От этого понятия/события отходят связанные с ним ветви первого порядка, на которых помещаются слова, сочетания, образы, факты. От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.
Коллективная форма работы. Учащиеся представляют результат работы группы – наглядную структуру, отображающую ход анализа понятия/события Учитель суммирует информацию, способствуя систематизации информации по особенностям развития системы буржуазной демократии в странах Запада в межвоенный период.
Коллективная работа. Учащиеся обсуждают и обобщают причины, ход и результаты исторического выбора в странах Запада в межвоенный период.
Вопросы для обсуждения:
Слайд 3
- Что такое империализм?
- Каковы основные причины Первой мировой войны?
- Что принесла Первая мировая война народам мира?
- Насколько соответствовали привычные политические методы решению проблем, характерных для начала XX века?
Слайд 4
- Приведите примеры вовлечения в политическую жизнь масс.
- Чем это способствует развитию общества?
- Есть ли риски в привлечении к политике широких масс?
Слайд 5
- Приведите примеры различных политических традиций в странах Запада.
- Приведите примеры влияния общественного сознания на политический процесс.
- На что может быть направлена воля политических элит?
- Можно ли утверждать, что исторический выбор определяется конкретно-субъективной расстановкой сил?
Для осмысления исторического опыта межвоенного периода воспользуемся методом “от частного – к общему” и увидим: кризис старых форм общественной жизни вызвал поиск новых форм общественной жизни, который, в зависимости от конкретно-исторической расстановки сил в той или иной стране, приводил через диктатуру к авторитарно-тоталитарным государствам или через социальные компромиссы к социальному государству.
Как мы видим, события начала XX века явились для стран Запада историческим вызовом. Демократии Запада дали на него свой ответ.
Слева направо: Р.Макдональд, Ф.Рузвельт, Л.Блюм.
Исторический опыт стран западной демократии в межвоенный период значим для каждого из нас – теперь мы лучше понимаем ценность компромисса в общественной жизни.
Коллективная или индивидуальная работа. К качестве итоговой рефлексии школьникам предлагается оценить свою работу на уроке на основе вопросов
Оценка собственной работы
- Во время урока инициатива была в моих руках.
- Я поддерживал инициативу других, создавал благоприятную атмосферу для обучения.
- Я был пассивен в работе, просто слушая обсуждение.
- Я отказывался от работы, противопоставлял себя мнению других.
Одно из заданий (1 – 4) на выбор.
Эссе на тему: “Компромисс — искусство так делить пирог, чтобы каждый верил, будто именно он получил больший кусок”. (Эрхард Людвиг)