Боливарианская республика Венесуэла, Политический режим при Уго Чавесе — Феномен Уго Чавеса

0
290

Политический режим при Уго Чавесе

Изменения в политической и общественной жизни страны начались с изменения государственной символики. Как отмечает П. Романов, это было одно из первых дел, которым занялся Уго Чавес «как и полагается любому порядочному революционеру» При этом стоит заметить, что с приходом к власти Чавеса и возникновением фактически нового государства — Боливарианская республика Венесуэла — государственная символика страны не потерпела коренных изменений, как это происходило после целого ряда революций в других странах и регионах мира, когда флаг, герб и гимн либо менялись существенно, оставаясь в той же цветовой гамме, либо старая символика безжалостно отменялась и вводилась новая. С приходом власти Чавеса герб государства потерпел лишь одно, весьма важное с точки зрения команданте изменение. Лошадь на гербе Венесуэлы многие годы бежала в правую сторону, но по воле нового вождя она изменила своё направление. Теперь, когда страна шла к социализму важно было отразить на гербе это движение в новом направлении — налево. Претерпел изменения и флаг — на нем добавилась ещё одна звезда. Чавес объяснил это волей своего кумира — Симона Боливара, для которого добавление звезды на флаге должно было символизировать расширение территории страны, к которому он стремился. В годы, когда к власти пришел Уго Чавес это было уже не актуально, однако новый венесуэльский команданте принял решения отдать дань традиции и памяти своего кумира, ставшего символом Венесуэльской свободы, и, спустя много лет, исполнить его намерение хотя бы условно.

Изменения в политической системе, как и полагается при смене режима, начались с изменения конституции страны. Об этом намерении боливарийцы заявили, ещё до президентских выборов 1999 г., считая эту задачу первоочередной. «Действующая Конституция нелегитимна по происхождению и по развитию», — говорил Уго Чавес. Команданте ссылался на то, что Конституция была принята волей политических партий, а не волей народа, указывал на отсутствия в ней простейших демократических процедур — права на референдум, на роспуск парламента или отстранение министра. В своей инаугурационной речи он явно выразил это намерение, назвав действую конституцию «casi muerto» ( почти мертвой), обещая созвать конституционную ассмаблею. «Я выброшу эту Конституцию и создам новую», — говорил Чавес вступая в должность. Чавес выполнил своё обещание в день присяги подписал декрет о референдуме о созыве конституционной ассамблеи, задача которой была в подведении правовой базы под изменение конституции и создание конституции Боливарианской республики Венесуэла. В правительственных кругах началась полемика вокруг будущей ассамблеи. Имелись противоречия между законодательной и исполнительной ветвями власти. Существовало два различных подхода. Президент и его соратники видели в Конституционной ассамблее орган, стоящий над всеми ветвями власти, наделенный фактически Чрезвычайными полномочиями и призванный осуществить переустройство государственной системы страны и создать новую Конституцию (т.е. ассамблея при этом выполняла функции учредительного собрания). Второй подход предполагал ограничение функций Национальной Ассамблеи выработкой Основного закона. НКА была создана в результате референдума, большинство мест в ней получил «Патриотический полюс», председателем НКА стал политический наставник Уго Чавеса Л. Микилена. После созыва Ассамблеи Чавес повторно принял присягу, назвав НКА «чревом родины матери». Первыми шагами ассамблеи, наделенной, по проекту У. Чавеса и его сторонников чрезвычайными полномочиями были перемены в эшелонах власти. Национальная ассамблея распустила сенат, сместила со своих постов многих судей, изменились полномочия Совета по выборам, который был поставлен по контроль нового президента. «Перегруппировка» во властных структурах по сути привела к концентрации власти в руках чавистов и подготовила платформу для создания новой политической системы. «Подготовив почву» для преобразований НКА принялась за выполнение своей основной обязанности — выработку нового законодательства. Новый основной закон, одобренный более чем 70% голосовавших на референдуме 15 декабря 1999 года и вступивший в силу 20 декабря того же года, стал двадцать шестой по счету (первая в 1811 году) Конституцией Венесуэлы, которая на данный момент является действующей Конституцией этой страны. Основной закон Венесуэлы состоит из 350 статей, разбитых на 9 разделов, к которым прилагается положение об отмене конституции 1961 года. Новая Конституция зафиксировала возникновение на карте мира нового государства — боливарианской республики Венесуэла. В преамбуле сформулирована цель принимаемой конституции, которая звучит следующим образом: «преобразовать Республику, установив демократическое, представительное, народное, многоэтническое и многокультурное общество в правовом, федеральном и децентрализованном государстве, которое отстаивает ценности свободы, независимости, мира, солидарности, благосостояния, территориальной целостности, существования и верховенства закона для нынешних и будущих поколений, гарантирует право на жизнь, труд, культуру, образование, социальную справедливость и равноправие без какой-либо дискриминации и подчинения». Приведенная цитата демонстрирует, что новое государство строится на общепринятых принципах демократии и международного права. В первой статье конституции провозглашается верность принципам С. Боливара: Республика Венесуэла является свободной и независимой и объявляет высшими ценностями свободу, равенство, справедливость и мирное сосуществование между странами». Один из основных принципов провозглашенный в тексте конституции «демократическое изъявление воли народа». Такими формулировками, Чависты вероятно пытались показать истинность новой демократии, по сравнению с коррумпированной псевдодемократией четвертой республики.

Новая Конституция, как уже было указано выше, была призвана установить новые порядки, основываясь на новых принципах. Значительные изменения претерпела политическая система государства. Коренным изменениям подверглись основные институты политической власти. Высшим законодательным органом стала однопалатная национальная ассамблея с пятилетним сроком полномочий, президентский мандат при этом был увеличен с 5 до 6 лет. Значительно усилилась структура исполнительной власти, была введена должность вице-президента, с 3 до 4 лет увеличен срок полномочия губернаторов и законодательных органов штатов, при этом регионы лишись представительства в Национальной Ассамблее. Упразднение верхней палаты парламента ослабила одну ветвь за счет другой. Данная система с усилением механизма действия исполнительной ветви власти позволила поставить под полный контроль президента и его окружения законодательную и судебную власть в стране. Фактически речь идет о консолидации власти в руках нового лидера — Уго Чавеса. Интересен вопрос о том, на каких принципах строились реформы Уго Чавеса. В предыдущей главе была проанализирована так называемая «Концепция боливарианской революции», которая показывала видение У. Чавесом будущего своей страны и основных принципов её развития. Г. Мирзоян в своей статье отмечает, что важной частью политической программы Чавеса, которая легла в основу его реформ стала теория «политического цезаризма», сформулированная Л. В. Лансом. Согласно этой теории, венесуэльский народ является «неполноценным», путь «необузданной демократии», каковой была четвертая республика для них ложный путь, им нужен цезарь, жандарм, в роли которого и выступал Уго Чавес. Целью его реформирование было создание жесткой вертикали власти, но власти справедливой, готовой ответить на чаяния народа. Некоторые могут сказать, что исходящие из «теории цезаризма» диктаторские замашки Чавеса свидетельствуют о «лицемерии» демократических принципов, провозглашенных в конституции и процитированных выше в данном исследовании, как это неоднократно было в истории, когда «самая демократическая конституция» по сути превращалась в тоталитарный режим ( вспомним хотя бы конституция СССР 1936 г). Более верным, как нам представляется, будет сказать, что демократия Чавеса есть «демократия в жестких рамках», в которых государство и его народ по сути становятся единым целым, гарантом социального благополучия для Чавеса служили принципы социализма, приправленные соусом от Симона Боливара. Параллель Венесуэлы с Россией в этом плане вполне закономерна. Пришедший к власти в России в 2000 году В. В. Путин, играя на другом идеологическом поле и используя другие политические ориентиры, по сути занимался тем же самым, создавая на осколках демократии «лихих 90-х» жесткую вертикаль власти при провозглашении демократических принципов. Не случайно и сближение двух стран по ряду вопросов международной и экономической политики, в этом плане показательно интервью 2008 года, которое Уго Чавес дал известному российскому репортеру С. Брилеву на телеканале Россия 24.

Политическая система, созданная Чавесом в Венесуэле строилась на следующей теории: сердцевина власти — прямые отношения между лидером и массами. Здесь Чавес безусловно преуспел, и возможно именно в этом, в создании таких отношений с народом и образа лидера-отца и есть основной успех его правления. Документальный фильм «Революцию не показывают по телевизору» наглядно демонстрирует, что образ президента заходит в каждый дом, простые венесуэльцы в самом начале фильма говорят о президенте Чавесе, как о своем отце. Одним из способов «прямой связи» президента с народом была еженедельная передача — «Алло, президент», в которой каждый мог обратиться к команданте со своими, даже бытовыми вопросами ( в фильме очень ярко рассматривается этот сюжет). Президент мягко и с любовью отвечает каждому гражданину. Также «близость к народу» венесуэльский лидер подтверждал своими многочасовыми речами, в которых взывал к своим согражданам, слушавшим его с открытыми ртами, выпустил альбом народных песен в своём исполнении. Известен также факт , что президент делился своим жалованием с венесуэльскими студентами, направляя его часть на выплату стипендий, а в одной из его резиденций была организована школу. Подобная политика «лицом к народу», безусловно, увеличивала популярность Чавеса среди населения, однако она же стала поводом для упреков со стороны оппозиции в популизме и узурпации власти. Исследователи Чавесологи при этом отмечают, что для У. Чавеса власть не была самоцелью, как для большинства политиков диктаторского толка — для него власть лишь инструмент для создания государственной и общественной модели альтернативной западной проамериканской модели. «Чавес искренне надеется, что революция станет новой формой демократии и реальной альтернативой процессу неолиберальной глобализации», — писал Э. Гибсон. Эта самая альтернативная модель — модифицированный социализм, идеологическим Гуру которого стал кубинский лидер Ф. Кастро. Чавес во многом считал себя его последователем. У Латинской Америки было два пути — путь Кубы, и путь Америки — последний У. Чавес считал губительным, первый — дорогой к процветанию наций континента. Речь шла не только о Венесуэле, недаром одним из направлений политики Уго Чавеса было завоевание популярности на континенте.

В целом, политическую систему, созданную Чавесом, можно назвать умелым сочетанием демократии и авторитаризма. Исходной точкой его политических реформ стало стремление избавиться от «разрушительный последствий» политической и экономической системы четвертой республики» и «противостояние неолиберальному капиталистическому западу». Реформы Чавеса — гораздо больше, чем просто реформы, направленные на улучшение уровня жизни, это противодействие глобализации, выбор своего исторического пути. Недаром У. Чавес стал символом свободной Латинской Америки — региона, играющего важную роль в мировой политике, региона со своей историей и своей спецификой. Чавес, безусловно, «второй после Ф. Кастро» социалист континента, но не случайно имена именно этих двух латиноамериканских лидеров известны всему миру. Президентство Чавеса — не историческая случайность, не период новой утопии, которыми часто «тешатся» социалистические правительства в разных странах — это исторически закономерный этап, подготовленный внутренним развитием страны и вызовами, которые страна получала из вне, «из большого мира», во главе со звездно-полосатым гуру, влияние которого на регион было огромным.