Авторитарный режим характеризуется низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах — Политология

0
348

2. Авторитарный режим характеризуется низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах.

В авторитарных государствах деятельность средств массовой информации весьма ограничена, а потому открытое выражение мнения народа через них оказывается частично заблокированным или даже вообще невозможным.

В государствах с авторитарным режимом в силу высокой централизованности власти большую роль играет бюрократия. Это приводит к тому, что обратная связь между обществом и государством развита слабо или вообще отсутствует, а все решения, принимаемые властью, проводятся в жизнь силовым путем.

3. Для тоталитарного режима свойственно отличие у граждан права совершать политический выбор, отсутствие политического, идеологического и экономического плюрализма и невозможность оказывать воздействие на власть (то есть слабость обратной связи между народом и властью). В тоталитарном государстве власть осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни, а не только в политической. Такой контроль называют также «тотальным», и от этого слова было образовано название данного режима. При этом особо жесткие формы контроль государства получает в политической и идеологических сферах, когда любое проявление минимальной оппозиционности строго карается. Для тоталитарных государств характерно также высокое развитие массового террора и аппарата принуждения. Тоталитарные режимы изолируются от общества.

Под государственным режимом традиционно понимают совокупность средств, способов и методов осуществления государственной власти. Это определение будет неполным, если не указать на одну важную черту: речь идет о средствах, способах и методах, которые используются людьми, группами, слоями и классами, которые находятся у власти.

Государственный режим, будучи совокупностью средств, способов и методов осуществления власти, имеет непосредственное отношение к состоянию демократии, а также к тому, насколько гарантированны гражданские свободы в обществе. Государственный режим является своего рода механизмом, благодаря которому государство оказывается в состоянии реагировать на те процессы и изменения, которые протекают в обществе. Чем более гибким будет действие этого механизма, тем более гибкой будет внешняя и внутренняя политика государства, тем в большей степени будут соблюдаться принципы демократии, предполагающие учет различных точек зрения, соблюдение интересов разных слоев, классов и групп населения.

Политические партии – это добровольные политические организации, которые отражают интересы определенных групп или классов общества, состоят из наиболее политически активных представителей данной группы или класса и создаются для достижения определенных политических целей (например, получения власти своими представителями, изменения политического строя и т.д.).

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков:

1) она имеет политическую программу, то есть документ, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти;

2) она имеет устав, то есть документ, в котором устанавливается важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

3) в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партий;

4) любая партия характеризуется членством, то есть состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии; сторонники партии могут оказывать ей поддержку, однако их статус отличается от статуса членов партии;

5) у любой партии есть разветвленная сеть местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

1. Прежде всего, с точки зрения идеологии и политических ценностей, которые защищает та или иная партия, выделяют:

консервативные и либеральные партии – партии, которые ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, то есть на минимизацию участия государства в жизни общества;

социал-демократические партии – партии, которые вступают за более заметное участие в жизни общества, активное участие государства в управлении экономикой при сохранении основных свобод;

коммунистические партии – партии, которые стремятся к полному огосударствлению экономики, к распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, к полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.;

клерикальные партии – партии, которые придерживаются религиозной идеологии;

националистические партии – партии, которые строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей, и т.д.

2. Существует также классификация партий по их месту в политическом спектре:

левые партии пропагандируют идею сильного государства, имеющего большое влияние на общественную жизнь в экономической, культурной, духовной сферах;

правые партии строят свою деятельность в соответствии с идеей гражданского общества, которое характеризуется слабой ролью государства в экономической, идеологической и прочих сферах;

центристские партии занимают среднее положение между левыми и правыми партиями.

3. По способу деятельности выделяют два типа партий:

реформистские партии стремятся к постепенному преобразованию общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;

революционные партии стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы.

4. Сточки зрения отношения к правящему режиму выделяют правящие и оппозиционные партии. Правящие партии имеют непосредственный доступ к власти и потому могут реализовывать поставленные перед собой цели. Оппозиционные партии таких возможностей не имеют, а потому они вынуждены бороться за обладание властью и применять косвенные средства влияния на государственные решения, обладающие политической властью.