Авторитарный режим — Политический режим

0
292

Демократический и тоталитарный режимы являются как бы двумя крайностями. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимом. Поэтому возможная его характеристика основана на сопоставлении с этими режимами; какие черты взяты от демократии, а какие от тоталитаризма.

При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характер. Руководство общественной жизни со стороны государства не столь тотально, нет строгого организованного контроля на экономической, социальной, семейно-бытовой, духовной сферы жизни общества, допускается осуществление оппозиционных партий, в ограниченном виде, ну все же действуют различные институты гражданского общества. Авторитаризм не стремиться навязать обществу государственную идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции, различные политические силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

Однако подобные сопоставления еще не указывают на существенные признаки авторитаризма. Существенно значимыми при определении авторитаризма. Являются характер отношения государства, общества и личности, совокупность методов, применяемых при формировании власти и ее функционирования.

Авторитаризму присущи следующие характерные признаки:

  • 1. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества.
  • 2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «все, что не разрешено — запрещено».
  • 3. Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа государства. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности. Однако этот культ не достигает сакральных форм выражения и не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения.
  • 4. Отсутствует четкое разделение властей. Значительная концентрация исполнительной и зачастую и законодательной власти — в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле за государственной политикой и влияние исполнительной власти на судебную.
  • 5. Допускается политический плюрализм. Наряду с правящей партией могут действовать и оппозиционные партии. Однако государственная власть стремится всячески сузить возможности для действия оппозиции.
  • 6. Формирование органов власти, а так же циркуляция правящих элит осуществляется не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры. Процесс передачи власти чаще всего осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно.
  • 7. В обществе доминирует государственная идеология, но допускается и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящей элите, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Различные общественные силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.
  • 8. Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной сфер жизнедеятельности общества. Не очень развиты, но относительно самостоятельно действуют институты и организации гражданского общества, в том числе профсоюзы, добровольные общества и другие организации по интересам. Нет строго организованного тотального контроля со стороны государства за экономической и социальной инфраструктурой.
  • 9. Существует цензура над издательской деятельностью и СМИ. Однако при сохранении лояльности к правящему режиму разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических деятелей.
  • 10. Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении. Преобладают силовые методы воздействия, однако без применения вооруженного насилия постоянного террора, массовых репрессий.
  • 11. Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнении функций охраны правопорядка. Однако они находятся на страже правящего режима и могут быть использованы вместе с армией в качестве карательных органов для подавления общественных сил, выступающих против властей.

На основе выше изложенного можно дать такое определение авторитарного режима. Авторитарный режим — это политический режим, в котором сложены частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

По мнению многих политологов, авторитарный режим — самая распространённая форма политической власти и отличается большим разнообразием.

Существует несколько подходов к классификации авторитарных режимов. Поскольку авторитарные режимы существуют с давних пор и до настоящего времени, их подразделяют на старые, традиционные, и новые, современные.

Традиционные авторитарные режимы основаны на различных культах, родоплеменных, феодальных отношениях и относятся к доиндустриальному периоду. Здесь слабо развиты рыночные отношения, неглубокая социальная дифференциация, сильны традиция, религия и общинные связи. В регуляции властных отношений преобладает патернализм.

Традиционные политические режимы в виде пережитков прошлого сохранились и в современной политической картине мира. Это абсолютистские монархии стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн), а также Непал, Марокко и др. в этих странах отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках группы лиц, господствует идеология правящей верхушки.

Новые, современные авторитарные режимы основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, совершающих модернизацию и переходящих от традиционных обществ к индустриальному, от тоталитарного к демократическому. Для этих стран при низком уровне технико-экономического потенциала характерны: сочетание различного типа общественных отношений от патриархально-общинных до рыночных, слабо дифференцированная структура, недостаточное развитие институтов и организаций гражданского общества, низкий уровень политической культуры населения. В этих странах наблюдается перманентное обострение социальных, национально-этнических, религиозных противоречий и развитие на этой основе многочисленных конфликтов.

Такое переплетение разнообразных факторов, многообразие условий жизни, своеобразие политической культуры различных стран не могут не породить возникновения и функционирования многочисленных форм новых авторитарных режимов.

Для каждого из них характерны собственная расстановка социально-политических сил на политической арене, методы осуществления властных отношений, институциональные возможности участия граждан в политической жизни и т.п.

В Латинской Америке преобладают авторитарные режимы олигархического типа. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи военного переворота или фальсификации итогов выборов. Политическая элита тесно связана с военной элитой и церковью.

Особую разновидность представляют так называемые «военные режимы». Эти режимы также могут быть режимами олигархического типа. Однако у этих режимов есть ряд особенностей, которые позволяют выделить их в отдельную подгруппу. Военные режимы бывают трех видов: а) обладающие строгой диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например режим И. Амина в Уганде); б) военные режимы, проводящие структурные реформы (например режим генерала А. Пиночета в Чили); в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Перу при Х. Пероне и т.д.

Выделим также в качество разновидности авторитарных режимов теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такой разновидности режима является режим аятоллы Хомейни в Иране.