Авторитарность — это, по сути, деспотизм

0
315

Что такое авторитарность? Описание и определение термина

Авторитарность – это личностная характеристика индивидуума, которая характеризуется как неограниченное стремление к подавлению и подчинению воли партнеров, которые участвуют в взаимодействии и общении.

Особенности авторитарности

Авторитарность характеризуют поведенческие признаки: завышенный уровень самооценки, агрессивность, склонность к диктату, стереотипная линия поведения.

Термин, который характеризует жесткий контроль выполнения всех задач и пресечение всякой инициативы, которая исходит от подчиненных.

Рассмотрим, более детально, ч то значит авторитарность. Противоположностью демократии является авторитаризм.

Авторитаризм является одним из типов политического режима, в котором политическая власть производится конкретным лицом (партия, класс, элитная группа) при наименьшем участии народа и для которого являются характерными командные бюрократические методы управления обществом.

Авторитаризм является политической системой, в которой политическая власть концентрируется в руках одной группы (человека) или в одном политическом институте. В данной системе допускают контролируемый плюрализм в политических действиях и мнениях. От населения не нужно демонстрировать преданность лицам, которые представляли органы власти, но исключается его участие в принятии самых важных решений в отношении жизни общества. Представители органов власти беспощадны к политическим реальным конкурентам.

Авторитаризм имеет богатую историю, включающую древние тирании, олигархии и деспотизм, абсолютные монархии и так далее.

Существенные черты авторитаризма

  • частичный или полный запрет на действия оппозиции;
  • монополия на государственную власть одной партии или группы;
  • кооптация и наследование, как главные методы формирования органов управления;
  • централизованная жестко структура власти;
  • исключение возможности участия в управлении обществом граждан;
  • применение для удержания власти силовых органов.

Авторитаризм или её элементы распространены широко в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления оказывается не всегда удачным. К причинам его воспроизводства относят:

  • сохранение патриархального вида политической культуры;
  • сохранение ориентации населения на традиционные авторитеты и формы социальной жизни;
  • экономическая отсталость;
  • значительное влияние на политическую ориентацию населения религиозных норм;
  • высокая степень в развивающихся обществах конфликтности.

Зависимо от характера имеющейся политической силы в границах авторитарных различают олигархические, военные, бюрократические и религиозные режимы.

В имеющейся западной политологии вводят понятие «полудемократия» или «новая демократия». Так квалифицируют переходные режимы от военных диктатур и посткоммунистические режимы. Считают, что авторитарные и демократические тенденции при таком режиме уживаются друг с другом и имеют стабильное основание.

Авторитарность личности

Рассмотрим, как возраст влияет на авторитарность. Авторитарные родители обыкновенно в малой степени демонстрируют собственную любовь и “кажется, что они немного отстранены от собственных детей”. Родители отдают приказы и инструкции, не обращая при этом внимания на мнение детей и не признавая возможность для компромисса. В таких семьях высоко ценят следование традициям, послушание, уважение. Правила не обсуждают. Считают, что родители всегда правы, а непослушание наказывают – зачастую физически. Но родители все таки “не переступают черту и не доходят до жестокого обращения и избиения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают необходимым обосновывать как-то свои требования, сопровождая их суровыми запретами, жестким контролем, физическими наказаниями и выговорами. Так как дети, чтобы избежать наказания постоянно подчиняются родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители ожидают также большей зрелости от собственных детей, чем это ожидается от их возраста. Активность детей весьма низкая, так как подход к воспитанию ориентируется на нужды родителя.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей вызывает враждебность и конфликты. Наиболее сильные, активные покидают родительский дом, как только могут это себе позволить. Неуверенные, робкие, подростки приучаются слушаться во всем родителей, не предпринимая попыток что-либо решать самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда воздействие сверстников на их поведение наиболее велико, поддаются легче дурному влиянию с их стороны; они привыкают свои проблемы не обсуждать с родителями (зачем утруждаться, когда ты все равно всегда не прав или не обращают на тебя никакого внимания?) и часто подпадают под сильное воздействие сверстников. Будучи разочарованными в собственных ожиданиях, они отдаляются от родителей и часто протестуют против их принципов и ценностей.

Авторитарность в отношениях

Авторитарность зачастую является синонимом деспотизма. Разница авторитета и авторитарность в том, что авторитарность подразумевает насильное принуждение кого-либо к чему-либо, а авторитет необходимо заслужить.

Родительская авторитарность

Авторитарные родители (авторитарный стиль воспитания) (в терминологии прочих авторов — «диктат», «доминирование», «автократический»).

Диктаторскому (авторитарному) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерной является строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания этих родителей в отношении их детей велики. Все решения принимают родители, которые считают, что ребенок должен во всем подчиняться их авторитету, воле.

Авторитет и авторитарность в воспитании ребенка

Уровень насилия среди мальчиков из этих семей наиболее велик. Они не уверены в собственном успехе, менее настойчивы и менее уравновешены в достижении цели и имеют низкую самооценку. Помимо этого, есть обратная зависимость меж хорошей успеваемостью и подобным авторитаризмом. Прочие исследования показывают, что данным детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой-нибудь деятельности: “Они в недостаточной степени любознательны, не могут спонтанно действовать и полагаются обычно на мнение вышестоящих лиц или старших”.

У детей при таком воспитании формируется только механизм внешнего контроля, который основан на чувстве страха или вины перед наказанием, и как только угроза извне наказания исчезает, поведение подростка может стать антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, потому меж ними и родителями редко появляется чувство привязанности, которое ведет к подозрительности, настороженности и даже враждебности к окружающим.

Тот факт, что многие люди в прошлом в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что их воспитывали в условиях авторитаризма, который потребовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители “создали как бы условия” для Гитлера.

Авторитарность педагога

Педагог при авторитарном стиле общения решает единолично все вопросы, которые касаются жизнедеятельности как классного коллектива, так и учащихся по отдельности. Учитывая собственные установки, он определяет цели и положение взаимодействия, оценивает субъективно итоги деятельности. В наиболее выраженной ярко форме данный стиль проявляют при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не принимают участия в обсуждении проблем, которые имеют к ним прямое отношение, а их инициатива отрицательно оценивается и отвергается. Авторитарный стиль общения контролируется при помощи тактики опеки и диктата. Противодействие школьников властному давлению педагога зачастую вызывает появление стабильных конфликтных ситуаций.

Как показывают исследования, педагоги, которые придерживаются данного стиля общения, не дают учащимся возможности проявлять инициативу и самостоятельность. Их отличает неадекватность оценок, которые основаны только на показателях успеваемости, непонимание детей. Авторитарный педагог сосредотачивает внимание на отрицательных поступках школьника, при этом во внимание не принимает его мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (дисциплина на уроке, успеваемость и так далее) зачастую позитивны, но в таких классах социально-психологическая атмосфера обычно неблагополучная. Ролевая позиция данных педагогов объектна. Индивидуальность и личность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия. Взаимная позитивная персонализация учащегося и педагога в этой связи оказывается маловероятной.

Авторитарный стиль общения, согласно данным Н. Ф. Масловой, вызывает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Кроме этого, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися вызывает искаженное понимание ценностей, к высокой оценке качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, “умение эксплуатировать других для исполнения того, что должен сам сделать”, “умение заставить других подчиняться беспрекословно”, “физическая сила и внешняя привлекательность” и так далее.

Мы с тарались дать наиболее полное определение и понятие термина авторитарность, раскрыть его черты и причины. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.