Авторитаризм, тоталитаризм, фашизм

0
68

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических систем является авторитаризм. Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение меж тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит традиционно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества.

Содержание

Авторитаризм 2
Тоталитаризм 6
Фашизм 9
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

Авторитаризм тоталитаризм фашизм.doc

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических систем является авторитаризм. Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение меж тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит традиционно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1.Автократизм (самовластие) либо маленькое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) либо группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2.Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их воспринимает по своему усмотрению.

3.Опора на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и воспользоваться популярностью посреди широких слоёв населения. Но он владеет достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению употреблять силу и принудить людей к повиновению.

4.Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не постоянно итог законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Часто оно разъясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, к примеру, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме может быть существование ограниченного числа партий, профсоюзов и остальных организаций, но при условии их подконтрольности властям.

5.Отказ от полного контроля над обществом, невмешательство либо ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и до этого всего в экономику. Власть занимается основным образом вопросами своей сохранности, публичного порядка, обороны, наружной политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить довольно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6.Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентоспособной электоральной борьбы.

Беря во внимание эти признаки авторитаризма, его можно понять как неограниченную власть одного лица либо группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются только определённые, основным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане традиционно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех остальных, не считая политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий собственной сохранности и автономии (независящий трибунал, оппозиционные партии и т.Д.)

Авторитарные политические системы совсем разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой (с помощью массового истребления), но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались основным образом на обычный и харизматический методы легитимации. В XX в. в целях легитимации обширно употребляется националистическая идеология. Большая часть авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью государственного освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы зачастую употребляют некие демократические университеты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в очах интернационального общества и собственных людей, уклонения от интернациональных санкций. Так, к примеру, неконкурентные либо полуконкурентные выборы использовались авторитарными режимами в Мексике, Бразилии и многих остальных государствах. Отличительной чертой таковых выборов является либо ограниченная, либо только видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная либо частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, ровная фальсификация бюллетеней либо результатов голосования и т.п.

В последние десятилетия авторитарный политический строй почаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.

Cильнейшие и слабые стороны авторитаризма.

В конце 80 — начале 90-х гг. существенно возрос научный и политический энтузиазм к авторитаризму в связи с крахом тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических стран мира. Пробы многих из них, в том числе и России, наскоро ввести демократию без наличия нужных для неё публичных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой бессчетные разрушительные последствия.

В то же время целый ряд авторитарных стран (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) Фактически показали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной сохранностью и сравнимо развитым социальным плюрализмом.

Авторитаризм время от времени определяют как метод правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его действие на публичное развитие имеет как слабые, так и сильнейшие стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы страны либо группы высших управляющих, отсутствие у людей возможностей предотвращения политических авантюр либо произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения публичных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые в особенности ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть владеет сравнимо высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и публичный порядок, мобилизировать публичные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических врагов. Всё это делает ее довольно эффективным средством проведения радикальных публичных реформ.

Итак, в современных условиях постсоциалистических государств “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некие демократические университеты, чуть ли может быть инвентарем прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических частей, сильной власти и ее подконтрольность гражданам — важнейшая практическая задачка на пути конструктивного реформирования общества.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их настоящей перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.

Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся следующие:

однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх –
от масс;

идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;

монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;

террористический полицейский контроль. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ. До 1941 г. в нее входило 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль играет глубокая кризисная ситуация. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности СМИ, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению контроля над личностью. Индустриальная стадия развития способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, например, формированию коллективистского сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. Важную роль играли и политические условия, к которым относятся: появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Например, после смерти Сталина СССР изменился. Правление Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева – это так называемый посттоталитаризм – система, при которой тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается, ослабляется. Итак, тоталитарный режим следует разделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Вторая разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.