Авторитаризм и тоталитаризм как разновидности недемократических политических режимов — Современные политические режимы

0
452

Недемократические политические режимы представлены авторитаризмом и тоталитаризмом. Авторитаризм занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. В отличие от демократии авторитарный политический режим предполагает свободу граждан во всех сферах общественной жизнедеятельности, кроме политической. И в то же время авторитаризм является более мягкой формой взаимоотношений граждан с государством, нежели тоталитаризм. Можно выделить следующие характерные черты авторитарного политического режима:

носителем власти выступает один человек или группа лиц. Это могут быть монарх, тиран и т. д. Подавляющая масса населения отчуждается от власти;

неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению;

опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к насилию, однако он обладает достаточной силой и демонстрирует ее, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению;

авторитарный режим не допускает возможности существования политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование политических партий, профсоюзов, но лишь при условии их подконтрольности государственной власти;

  • 5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Власть в первую очередь занимается вопросами общественного порядка, обороны и внешней политики;
  • 6) политическая элита образуется путем назначения сверху, а не в результате конкурентной борьбы.

Следовательно, авторитаризм — это неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитарные политические системы самые распространенные в истории человечества, несмотря на то, что авторитарная власть может позволить себе любые действия по отношению к гражданам. После второй мировой войны авторитарный политический режим чаще всего носит переходный характер, т. е. ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию. Например, авторитарный режим Ф. Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе, выбрал коммунистическую ориентацию и перерос в тоталитаризм. В других государствах — Южной Корее, Аргентине — авторитаризм постепенно перерос в демократию. При авторитарном режиме исключается деятельность демократических политических партий и общественных организаций. Легализируется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. Зачастую игнорируется принцип разделения властей.

Авторитарные режимы, как правило, утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе неразвитой политической и социальной структур общества. Они могут решать задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических правителей, так и демократические процедуры

Целый ряд авторитарных государств продемонстрировал свою экономическую эффективность, сильную власть со свободной экономикой. Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Авторитарный режим имеет свои недостатки: полная зависимость политики от позиции главы государства, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политического произвола, невозможность представлять свои различные интересы. К достоинствам авторитаризма можно отнести способность обеспечить общественный порядок, осуществить быструю реорганизацию общественных структур, сконцентрировать усилия и ресурсы на решение определенных вопросов.

Интерес к авторитарным режимам значительно возрос в конце XX в. в связи с крахом тоталитаризма в большинстве коммунистических государств мира. Авторитарная власть может оказаться наиболее эффективным средством предотвращения анархии, проведения экономических реформ. Предоставление все больших свобод народу может привести авторитаризм к демократии. Ограничение прав граждан, все большее вмешательство в рыночную экономику, в культурную сферу может привести к зарождению тоталитаризма.

Тоталитаризм является крайней формой авторитарного режима. Тоталитаризм в его политологическом понимании появился в XX в. Данный термин происходит от позднелатинских слов «totalitas» — полнота, цельность — и «totalis» — весь, целый, полный. Впервые понятие тоталитаризма вводит в 1925 г. Б. Муссолини. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Не следует рассматривать тоталитаризм лишь как негативное явление, связывая его с фашизмом и сталинскими репрессиями. Изначально понятие «тотальное государство» означало самоорганизующееся государство. Тем не менее тоталитаризму можно дать следующее определение.

Тоталитаризм — это политический способ производства и всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Несмотря на то, что тоталитаризм и его появление мы относим к XX в., зачатки его содержатся уже в эпоху античности. Так, в произведениях Платона «Законы» и «Государь» первостепенная роль отводится государству, которому всецело должен подчиняться индивид. Государственному регулированию подвергается не только общественная, но и частная жизнь человека, определяется распорядок дня и ночи.

Характерные черты тоталитаризма:

носителем власти является один человек или партия;

политическая оппозиция невозможна;

всеохватывающему контролю подвержены все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и частная, личная жизнь человека;

приоритетной является воля коллектива. Интересы отдельно взятой личности не рассматриваются;

для тоталитарного режима характерно наличие либо внешнего, либо внутреннего врага;

тоталитарный режим опирается не только на угрозу насилием, но и прибегает к нему.

Если тоталитарный режим столь жесток, максимально ограничивает свободу личности, то почему государства допускают его зарождение? В каждом ли государстве может зародиться тоталитаризм или для этого необходима какая-то основа? Сомнительным кажется переход к тоталитаризму преуспевающих демократических государств, так как люди, наделенные свободой и самостоятельностью, вряд ли легко с ними расстанутся. Поэтому целесообразно будет привести ряд социальных предпосылок, которые необходимы для перехода к тоталитаризму.

Наиболее важной предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества, которая приводит к созданию системы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни порождало иллюзию возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Вторая предпосылка тоталитаризма — коллективное мировоззрение. Индустриальная эпоха характеризуется зарождением конкуренции, а значит, самостоятельностью, обособленностью, независимостью граждан друг от друга, что под силу не каждому человеку. Гораздо проще находиться в коллективе, быть защищенным им.

Третья предпосылка тоталитаризма — психологическая неудовлетворенность человека нарастанием социального отчуждения, разрушением традиционных коллективистских связей и ценностей. Все это приводило к желанию человека убежать от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие перед окружающим враждебным миром. Тоталитаризм дает надежду такому человеку преодолеть трудности.

Четвертая предпосылка тоталитаризма — социально-экономические кризисы. Кризис многократно усиливает нищету и бедствия масс. В Германии социальной опорой тоталитаризма стал средний класс — многочисленные конторские служащие, учителя, мелкие чиновники и т. д., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих индустриальной эпохи.

Многие исследователи сходятся в том, что тоталитаризм создается целенаправленно, является порождением человеческого разума, его попыткой поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь человека, подчинить ее определенным целям. И именно идеология выполняет социально интегрирующую функцию, мотивирует поведение граждан.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить с помощью планирования верному учению все экономические и социальные процессы — важнейшие черты тоталитарного общества. Идеология в виде привлекательной утопии, рисующей образ светлого будущего, используется для оправдания огромных повседневных жертв народа. В данном случае действует принцип «цель оправдывает средства». Идеология базируется на социальных мифах о превосходстве арийской расы, о руководящей роли рабочего класса. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер религиозных символов. Лишь на их основе возможно рациональное объяснение всех общественных явлений и событий, поэтому идеология как единственное верное учение носит обязательный для всех характер.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Даже мораль при тоталитаризме подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т. д. Стадные чувства, наоборот, культивируются — стремление не выделяться, быть, как все, придерживаться воли коллектива. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Образ врага применяется для сплочения людей против него.

Руководящая партия, как правило, срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, создает видимость всенародной поддержки, но не позволяет оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. Отличительной чертой тоталитаризма является и наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения: милиция, армия — массовый террор, запугивание населения. Страх и слепая вера являются теми ресурсами, на которые опирается тоталитарное управление. Нередко тоталитарная политическая система создает культ вождя.

Тоталитаризм всегда стремится создать «нового человека», который бы обладал преданностью идеологии и вождю, исполнительностью, скромностью, готовностью на любые жертвы ради «общего дела».

Тоталитаризм всегда прибегает к ломке прежней социальной структуры и формированию новой, при этом всегда имеется место для социальной стратификации. Коммунистический вариант тоталитаризма, хотя и стремился построить бесклассовое общество, в действительности порождал глубокое социальное неравенство за счет отношения к аппарату власти. Принадлежность к партии становилась основой для получения ряда льгот и привилегий как в СССР, так и в Германии.

Тоталитаризм оказывает воздействие и на экономическую сферу жизни общества — это и ликвидация частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, и введение планирования командно-административных методов управления.

Перечисленные особенности в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Несмотря на это, тоталитарные политические системы имеют ряд отличий, поэтому можно выделить разновидности тоталитаризма.

Исторически первой формой тоталитаризма стал коммунизм, начало формирования которого приходится на 1918г. Коммунизм предполагает полное уничтожение частной собственности, всякой автономии личности, абсолютную власть государства. Агрессивность в коммунистических политических системах направлена прежде всего внутрь, против собственных граждан, так как необходимо сначала истребить инакомыслие, чтобы построить общество нового типа. Целью данной системы и являлось построение коммунизма, бесклассового общества.

Фашизм является второй формой тоталитаризма, впервые был установлен в Италии в 1922 г. Целью итальянского фашизма являлось возрождение величия Римской империи. Итальянский фашизм был подконтролен королю и аристократии. Руками фашизма король устранил неугодных и отстранил Муссолини от власти, когда фашизм стал не нужен. Поэтому можно говорить о мягкой форме тоталитаризма в Италии.

Третья разновидность тоталитаризма — национал-социализм. Он возник в Германии в 1933 г., ему присущи почти все общие черты тоталитаризма. Агрессия направлена вовне, против других народов. Целью германского национал-социализма является мировое господство арийской расы.

Любые тоталитарные государства являются производными от упомянутых трех разновидностей. Тоталитаризм в коммунистической форме оказался более живуч. В середине XX в. этот строй испытал на себе примерно треть населения земного шара. В ряде стран он существует и сегодня. Тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов, концентрации усилий для достижения целей, поэтому весьма эффективна в период войн. Ее эффективность объясняется также созданием огромного аппарата контроля и принуждения, подавления оппозиции.

Несмотря на способность к мобилизации, тоталитарное общество способно само себя изжить. Это прежде всего закрытое общество, неспособное к обновлению, своевременному учету мировых изменений. Все это рано или поздно ведет к кризису тоталитарных систем, а значит, к их переходу к демократии или авторитаризму.

Вкратце охарактеризовав основные существующие разновидности тоталитаризма, более подробно хотелось бы остановиться на фашизме. Опасность фашизма заключается в том, что он способен принимать несколько иные формы, поэтому его трудно распознать. Ни одно государство не застраховано от него. Не грозит ли постсоветской России скатывание к фашизму? Французский исследователь Пьер Милза, создавший серию трудов по истории фашизма, рассматривает его следующим образом:

Фашизм — это реакция в большинстве европейских стран против новых идеалов, он является болезнью, привитой здоровому организму. Фашизм — «необыкновенное» отклонение, нравственная болезнь.

Фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции, следствием врожденных пороков исторического развития определенных стран, в первую очередь Италии и Германии. В той и другой стране правящий класс оказался неспособным восстановить равновесие, нарушенное быстрым промышленным ростом, политически сплотить массы и привести в действие механизмы демократического режима. Таким образом, фашизм лишь обнаружил глубокий кризис общества, а не создал его.

Данная интерпретация фашизма принадлежит марксистам. Для них фашизм — это проявление экономического кризиса, в котором капитализм оказался после войны. И этот кризис может завершиться лишь победой пролетариата. Положительность фашизма марксисты видели в том, что он отрицательно характеризовал капитализм.

Делая выводы, следует отметить, что фашизм не возникает в любой момент истории. Существует определенная «эпоха для фашизма». Фашизм является плодом кризиса общества и приходит к власти благодаря союзу между крупными частными интересами и широкими секторами средних классов.

Принято считать, что наше общество обладает устойчивым иммунитетом к фашизму. Для этой позиции имеется достаточно оснований. Именно фашистский режим организовал нападение на нашу страну в середине XX в., придал войне особо разрушительные, варварские формы, осуществлял массовое уничтожение населения на оккупированных территориях. Однако всегда существуют элементы системы, в которых иммунитет ослаблен. Разрушающе на иммунитет действует и фактор времени.