Антидемократические политические режимы, Авторитарный политический режим, Авторитаризму присуще следующие характерные признаки: Политический режим как элемент формы государства

0
310

Антидемократический режим — такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Признаки антидемократического режима:

1. При управлении государством не учитываются интересы личности.

2. Государство устанавливает полный контроль над всеми сферами общественной жизни (политической, экономической, социальной, культурной и др.).

3. Огосударствление всех общественных организаций.

4. Личность лишена каких-либо прав.

5. Наличие жесткой цензуры.

6. Не учитываются религиозные убеждения населения.

7. Отсутствие политического плюрализма.

9. Запрещение деятельности оппозиционных организаций и партий.

Антидемократический режим бывает:

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, отличающийся диктаторскими методами правления и режимом личной власти.

Во многих странах мира в настоящее время установились авторитарные политические режимы. Около 100 государств в современных условиях функционируют в авторитарных режимах: от военно-диктаторских до монархических. Авторитарные политические режимы отличаются абсолютной властью государственных органов. Это проявляется в жестком политическом правлении, для регулирования социальных процессов в опоре на силовые и принудительные методы. В то же время для авторитаризма типично сохранение сферы гражданского общества, рыночной конкуренции и частной инициативы в экономике.

Главной социальной опорой авторитарного режима являются группы военных (“силовиков”) и государственной бюрократии. Часто их действия, нацеленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Но эти режимы плохо приспособлены для налаживания связи между рядовыми гражданами и властью. И в этом заложена опасность для самого существования авторитарного политического режима.

Авторитаризму присуще следующие характерные признаки:

1. Власть носит неограниченный характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц при одновременном отстранении народа от рычагов государственной власти.

2. Четкое разделение властей, как при демократизме отсутствует. Значительная концентрация исполнительной и законодательной власти — в руках главы государства, роль парламента в контроле за государственной политикой ограничена. Исполнительная власть влияет на судебную.

3. Политические свободы и права граждан в большей мере ограничены. Законы главным образом защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: “ все, что не разрешено — запрещено”.

4. Монополизация власти и политики, частичный плюрализм. Не допускается политическая оппозиция. Это обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий и других организаций, но их деятельность жестко контролируется властями и строго регламентируется; все партии должны нацеливаться на линию, которая определена правящей партией.

5. Формирование органов власти посредством назначения сверху. Окружение лидера подбирается на основе преданности вождю и личного расположения, симпатий, а не зависимости от способностей и деловых качеств. Смена власти часто происходит через вооруженные перевороты с использованием насилия.

6. Опора на силу. Авторитаризм может и не прибегать к массовым репрессиям. Но он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы заставить их повиноваться. “Cиловые” структуры обществу фактически неподконтрольны и нередко используются преимущественно в политических целях.

7. Ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и в экономику. Власть занимается вопросами обеспечения собственной безопасности, обороны и внешней политики, общественного порядка, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития.

8. В качестве методов государственного управления преобладают административные, командные; в то же время отсутствует террор, не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти.

Авторитарный политический режим имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства часто ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть может обеспечить общественный порядок, политическую стабильность, мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач. К недостаткам авторитаризма относится полная зависимость политики от позиции главы государства и его окружения, отсутствие у граждан политического выражения общественных интересов.

Авторитаризм занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и других факторов он в итоге перерастает в направлении демократии или тоталитаризма. Например, авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе, эволюционировал затем в тоталитаризм. В других государствах (Чили, Таиланде, Панаме) авторитаризм постепенно перерос в демократию.

Выделяются следующие типы авторитарных режимов: партийные, военные, национальные, корпоративные и др.

Особенность партийных режимов — в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их политическими “командами” (Белоруссия).

Военные режимы возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров таких режимов в странах Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Они отличаются подавлением большей части гражданских и политических свобод, внутренней нестабильностью, значительным распространением коррупции. Государственные ресурсы применяются главным образом для подавления снижения социальной активности граждан и сопротивления. При таком правлении может использоваться и физическое насилие.

Модели национального авторитаризма возникают в результате преобладания в элитарной группировке определенной национальной или этнической группы. Такие режимы функционировали в ряде стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения в этих странах ярко выражено. Это дополняется проведением тайной политики вытеснения инонациональных групп.

Корпоративные режимы представляют собой власть бюрократических, совмещающих власть и собственность групп, они контролируют процесс принятия государственных решений, используют преимущества официальных органов для защиты своих узких интересов. Экономическим основанием такой системы власти является система квот, разрешительный порядок регистрации предприятия, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью государственных служащих, которые, занимаясь вопреки законодательству предпринимательской деятельностью, получают огромные личные доходы.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо демократического, либо тоталитарного, общества, а также «популистский авторитаризм», который опирается на уравнительно ориентированные массы, а также в число авторитарных режимов включают:

абсолютные и дуалистические монархии;

военные диктатуры, или режимы с военным правлением;

Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

— преодоление сопротивления политических противников;

— сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок;

— мобилизирование общественных ресурсов на решение определённых задач;

Таким образом, авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных общественных реформ.

К слабым сторонам относят:

-полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей;

-ограниченность институтов политического выражения общественных интересов;

-отсутствие возможности у граждан предотвращения произвола и политических авантюр