АНАЛИЗ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

0
48

студент факультета экономики и права НИУ РАНХиГС,

В наше время увеличивается количество предприятий. Все они имеют общую цель: более полно использовать способности работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия (организации, фирмы). Действительно, использование вещественного фактора производства зависит от уровня развития работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду. Для того чтобы эффективно использовать способности работника, руководителю необходимо находить особый подход к каждому подопечному. Отсюда возникает необходимость использования различных стилей управления.

Под управлением мы понимаем систему методов воздействия субъекта на объект управления, один из важнейших факторов эффективной работы организации, полную реализацию потенциальных возможностей людей и коллектива.

Объектом управления является отдельная личность или группа, которая объединена в структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. На предприятии объектами управления могут быть физические и юридические лица в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Субъектами управления персоналом называют относительно самостоятельные в действиях лица или органы, деятельность которых связана с реализацией задач кадровой политики, а также с осуществлением тех или иных функций управления персоналом. В организации субъектами управления персоналом являются: первый руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений и специализированная служба управления персоналом (отдел по работе с персоналом или управлению человеческими ресурсами, отдел кадров и т.п.).

Возникновение понятия «стиль управления» и его изучение можно также связать с именем немецкого психолога Курта Левина. Количество и наименование стилей управления было различным, что связано с процессами в политике в 30-40-е гг. XX века.

Под стилем управления зачастую подразумевается частная форма стиля. Учение о стилях управления достаточно молодое, поэтому не существует общепринятого понятия. Самое обширное определение стиля управления делает акцент на способе взаимодействия личности с окружающим миром. Стиль управления можно связать с конкретными формами жизнедеятельности людей. Общим для представлений о стиле является акцентирование внимания на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды.

Стиль управления – совокупность определенных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят от ряда факторов [1, с. 301]:

  • действующий политический режим в стране (демократический, либеральный, тоталитарный), который накладывает след на все стороны жизни его отдельных субъектов, в том числе и фирм;
  • размеры, сфера деятельности организации и ее подструктур, существующих в них порядок организации дел, преобладающая системы ценностей и культуры;
  • положение руководителя на иерархической лестнице;
  • психологические характеристики коллектива организации, взаимоотношения в данном коллективе;
  • индивидуальные качества руководителя. Именно эти качества и определяют его личный стиль (индивидуальную манеру поведения), который не может быть полностью заимствован другими;
  • личные качества подчиненных, уровень квалификации, готовность к сотрудничеству, характер, реакция на воздействие со стороны руководителя, поведение в конфликтных ситуациях;
  • особенности ситуации [2, с. 166].

В основе теории поведенческого подхода к руководству лежит предположение, что эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а манерой его по отношению к подчиненным. В соответствии с этим подходом стиль руководства может быть , или

В данной статье будут рассматриваться преимущества и недостатки авторитарного стиля управления персоналом.

Рассматривая организацию управления персоналом во многих предприятиях, можно сделать вывод, что в большинстве из них популярен демократический стиль управления. Однако авторитарный стиль чаще всего используется в тех случаях, когда решения должны быть приняты быстро, без обсуждения с группой людей.

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению [3, 183].

Исторически сложилось, что авторитарный стиль возник раньше всех остальных стилей управления. И до нынешнего момента он является наиболее распространенным стилем управления в организациях. Данный стиль является универсальным.

Характерные черты данного стиля:

  • вся власть централизована в руках руководителя и он единолично принимает решения, которые впоследствии навязываются его работникам;
  • руководитель находится на дистанции от своих работников и между ними преобладают только официальные отношения;
  • распоряжения отдаются руководителем в приказной форме и без объяснений их связи с общими целями организации;
  • широко используются администрирование, наказания;
  • создается почва для развития производственных конфликтов, а также формируется неблагоприятный морально-психологический климат.

Таким образом, авторитарный стиль характеризуется жестким единоличным принятием всех решений («минимальная демократия»), постоянным тотальным контролем за выполнением распоряжений с угрозой наказания («максимальный контроль»), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Сотрудники, при таком стиле управления, обязаны выполнять лишь то, что им приказано. В этом случае они получают минимальное количество информации. Руководитель в такой организации не учитывает интересы и мнение сотрудников.

С другой стороны, за счет постоянного контроля, данный стиль управления обеспечивает приемлемые результаты работы по производственным критериям: высокую прибыль, производительность, высокое качество продукции. При выполнении наиболее простых видов деятельности, авторитарный стиль управления позволяет быстро стабилизировать тяжелую ситуацию в организации. Но он не способен сформировать внутреннюю заинтересованность работников к труду, так как излишние дисциплинарные методы могут вызвать в работнике страх и злость, подавление инициативы.

Авторитарный стиль управления характеризуется преобладанием таких методов, как: приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот, очень строгий, детальный контроль и т.п. [4, с. 168].

Этот стиль эффективен тогда, когда работники полностью находятся во власти руководителя, например на военной службе, или безгранично ему доверяют (например, как спортсмены тренеру), а руководитель уверен, что они не могут действовать правильным образом без его участия.

Существует две разновидности авторитарного стиля: автократический и патерналистский.

Автократический стиль предполагает, что черты авторитарности выражены максимально ярко. Подчиненные рассматриваются руководителем как «говорящие орудия», руководитель держит сотрудников «в ежовых рукавицах», наказывает за любые провинности, игнорирует их проблемы и саму личность.

При разновидности авторитарного стиля эти черты во многом сглажены. Организация рассматривается как одна семья, а руководитель — ее глава. Он заботится о подчиненных, интересуется их мнением, предоставляет им некоторую самостоятельность, но под жестким контролем со своей стороны, ожидая от них преданности, благодарности, беспрекословного подчинения [2, с. 167].

В целом, сторонниками авторитарного стиля руководства являются холерики, харизматические и творческие личности.

Однако авторитарный стиль управления может породить множество конфликтов вследствие стремления руководителя организации к единовластию. Но он эффективен в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Таким образом, авторитарный стиль управления позволяет минимизировать ошибки и выполнить большой объем требуемой работы. С одной стороны, использование данного стиля обеспечивает максимальную производительность, с другой – усиливает власть руководителя и его влияние на подчиненных.

Список литературы:

  1. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.
  2. Гапоненко А.Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. – 336 с.
  3. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. – 492 с.
  4. Михненко П.А. Теория менеджмента: Учебник. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. — 640 с.