Административный менеджмент: направления, административные и классические методы, особенности и принципы

0
479

Административный менеджмент является одним из направлений современного менеджмента, который занимается изучением административно-распорядительных форм управления. Само администрирование при этом представляет собой организацию действий персонала, имеющего в своей основе формализацию, жесткое стимулирование и строгую регламентацию.

Суть понятия

На сегодняшний день принято выделять таких 2 направления административного менеджмента:

  • построение организационной структуры,
  • создание рациональной системы, с помощью которой можно управлять организацией.

Среди отличительных черт нужно отметить такие:

  • иерархия,
  • частое использование линейно-функциональной и линейной структуры управления,
  • разделение власти,
  • максимально точное разграничение полномочий на каждой должности,
  • применение формализованных способов для принятия управленческих решений.

Административный тип менеджмента активно применяется в управлении государством. В этой привязке логичным будет отметить понятие государственно-административного управления, которое представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на управление делами государства. В его рамках получает практически полную реализацию исполнительная власть. Среди отличительных признаков такого типа управления стоит выделить:

  • оперативный и непрерывный характер деятельности,
  • выполнение специальных функций, которые требуют определенной единообразной технологии,
  • персонал, состоящий из профессионалов,
  • введение функциональных и юридических режимов,
  • использование мер, связанных с административной ответственностью,
  • функционирование аппарата управления, который построен в иерархическом порядке.

В корпоративном управлении ценность представленного типа менеджмента также неоспорима. Причина этого кроется в том, что с его помощью используется административный ресурс, предоставляющий возможность достижения разнообразных целей тем или иным должностным лицом благодаря официально предоставленным ему полномочиям.

Сегодня чрезвычайно широкое распространение получила подготовка специалистов по программе под названием «Мастер делового администрирования». Такие специалисты действительно востребованы в качестве управленцев высшего звена во многих компаниях.

Понятие административного типа менеджмента в классической теории организации и управления

Три основных области классического направления менеджмента:

  1. Научный менеджмент. В нем акцент делается на научное обоснование организации производства. Большей частью преподносится промышленный менеджмент. В данной области очень ценной является рациональность. Основана Ф. У. Тейлором, Ф. Гилбертом и Г. Гантом.
  2. Классический административный менеджмент. Первостепенное внимание уделялось организации как полноценному организму. Основными являются такие функции, как организация, планирование, контроль, координация и командная цепочка. А. Файоль и М. П. Файолет стали основателями этой области.
  3. Концепция бюрократических организаций. Ее основателем выступил М. Вебер. Базируется на точном определении должностных обязанностей, а также зон ответственности сотрудников. Существует четкое разграничение между управлением и собственностью. Управление строится исключительно на безличной основе, во главе которой стоит рациональность. Предполагает ведение формальной отчетности.

Многолетние исследования привели к осознанию того, что нормальная работа компании невозможна без эффективного управления. Именно это стало основной предпосылкой для формирования первых представлений о понятии управления.

Этапы становления управленческих школ

Первой школой классического менеджмента считается научная, основателем которой был Фредерик Тейлор. Его главная идея состоит в том, чтобы управление превратилось в некую систему, основывающуюся на научных принципах. При этом оно обязано осуществляться с помощью мероприятий и методов, специально разработанных для этого. Суть теории заключается в том, что в постоянной стандартизации и проектировании нуждается не только техника производства, но и труд. Именно организации и управлению работы должно уделяться большое количество времени. Обязательно при этом совершенствовать систему оплаты труда. Примечательно, что при применении идей Тейлора на практике удалось доказать их важность, ведь производительность труда показала значительный рост.

Последующую эволюцию взглядов научных деятелей определило активное развитие промышленности. Анри Файолем, выдающимся французским инженером, была продолжена популяризация идей Тейлора. Именно он предложил формализовать описание работы руководства на предприятиях, выделяя характерные для них функции и виды деятельности. Именно здесь берет свое начало классическая административная школа менеджмента. Файоль впервые сформулировал основные принципы менеджмента. Ими должны руководствоваться топ-менеджеры при решении управленческих задач, а также выполнении функций менеджера.

Большой вклад административной школы менеджмента заключается в том, что управление в ней рассматривается в качестве универсального процесса, который состоит из целого перечня функций, которые взаимосвязаны между собой. Именно в ней была сформулирована теория управления предприятием.

Основные принципы управления

Сформулированные Файолем принципы построения структуры организации, а также управления производством, актуальны и сегодня. Из-за этого школу административного управления очень часто называют классической.

Основная суть принципов управления согласно административной школе менеджмента:

  1. Разделение труда. Благодаря реализации этого принципа можно уменьшить количество объектов, на которых каждый участник управленческого процесса концентрирует свое внимание.
  2. Ответственность и власть. Стоит понимать, что эти понятия взаимосвязаны. Власть предполагает наличие права отдавать приказы, а также силы, которая требует повиновения. Разделяют официальную (иногда ее называют должностной) и личную (ту, которая обоснована личными качествами) власть. Связь понятий обусловлена тем, что без ответственности нет власти.
  3. Дисциплина. Данный принцип предполагает наличие повиновения.
  4. Единство распоряжения. Предполагается, что вне зависимости от рода деятельности работник может получать приказы исключительно от одного должностного лица.
  5. Личные интересы должны быть подчинены общим. Интересы группы работников или одного человека не могут быть выше, чем интересы всей организации.
  6. Единство дирекции. Один глава и единый план работ согласно этому принципу должны быть в одной организации.
  7. Централизация. Для успеха организации важно, чтобы в ней был управленческий центр (мозг).
  8. Вознаграждение сотрудников. Под этим понятием подразумевается стоимость услуг, которые оказываются. Эта цена обязана быть справедливой, устраивая при этом как сотрудника, так и нанимателя.
  9. Порядок. Каждая компания должна позаботится о рабочем месте для каждого сотрудника.
  10. Справедливость. Особенности административного менеджмента состоят в том, что руководитель любой компании должен попытаться вселить дух справедливости, которая объединяет все уровни скалярной цепи. Только благодаря этому можно быть уверенным в том, что персонал будет работать с максимальной отдачей и преданностью организации.
  11. Инициатива. Здесь понимается возможность разработки плана, а также гарантирование его успешного выполнения. В случае положительного результата инициатива обязательно должна быть вознаграждена.
  12. Корпоративный дух. Сила организации заключается в гармонии между всеми членами персонала.

Управленческий контроль

Принципы административного менеджмента называют контроль одной из важнейших управленческих функций. Эксперты утверждают, что без нее невозможно реализовать любые функции управления внутри организации.

Специалисты единогласны в том, что основное содержание управленческого контроля следующее:

  • Проведение сбора и обработки, а также анализа результатов, которые были получены в результате деятельности всех подразделений компаний. После этого обязательно сравнить эти данные с плановыми показателями, в результате чего будут выявлены отклонения и возможно будет определить их причины. Именно благодаря управленческому контролю можно обеспечить то, что все отклонения будут зафиксированы. Это важно для принятия срочных решений, которые касаются получения доходов компанией.
  • Анализ причин, по которым текущая деятельность отклоняется от планируемого поведения. На таком этапе возможно выявить вероятные тенденции развития компании.
  • Разработка мероприятий, которые необходимы для того, чтобы достичь намеченных целей. Именно здесь должны быть приняты конкретные управленческие решения.
  • Создание системы отчетности в компании, которая будет использоваться и в его отделениях, и в дочерних компаниях. Обязательное проведение отчетности по результатам работы целой компании, а также каждого отдельного ее подразделения.

Государственное административное управление

В соответствии с социально-административным менеджментом, принято такое разделение служащих:

  • Правительственная служба. В эту группу традиционно входят высшие чиновники, которые заняли свои должности благодаря многолетним заслугам. Срок пребывания на должности напрямую связан со временем пребывания у государственного руля того политического лидера, которому они оказывают поддержку.
  • Общественная служба. Сюда причисляются профессиональные служащие, занимающие свои должности на постоянной основе. Изменение государственного руководства не может быть причиной отстранения таких сотрудников от работы.

Такое разделение в системе административно-государственного управления было предложено англо-американскими учеными.

Организация административного менеджмента на государственном уровне предполагает, что к сфере влияния управленцев относятся государственные организации и органы, государственная собственность. А также они могут влиять на общественную собственность, которая касается духовно-культурного и общественно-экономического развития, а также обеспечения свободы граждан и т. д.

Многие научные труды рассматривают государственное управление в достаточно широком смысле, где оно охватывает 3 ветви власти:

В узком смысле оно распространяется только на исполнительную власть.

Но при этом важно отметить, что без управленческого процесса не может функционировать ни одна из вышеперечисленных ветвей власти. Так, в законотворческой деятельности суть понятия управления заключается в возможности обеспечить целенаправленное и последовательное законотворчество.

Технические условия для административной системы менеджмента

Административная школа управления предполагает, что перед тем как внедрять административный контроль, нужно обязательно решить основные вопросы с бизнесом. Имеется в виду, что должны быть известны виды услуг или продукции, которые оно может предложить потребителю и которые пользуются спросом.

Организация административного менеджмента невозможна, если продукция нерентабельна. Как минимум это условие должно соблюдаться теоретически. Себестоимость продукции и уровень заработной платы при этом не имеют значения.

Обязательное условие административного менеджмента персонала заключается в том, что заработная плата должна выплачиваться регулярно. Теоретическая возможность выплаты должна существовать даже при условии фактических задержек.

Руководство должно брать за основу идеологию, согласно которой экономический эффект может быть получен не за счет экономии на выплатах зарплаты работникам. Увеличить его можно другими способами. Например, благодаря ликвидации непроизводительного времени, а также за счет увеличения производительности использования рабочих площадей и оборудования, снижения количества брака и т. п.

У предприятия должны быть оборотые средства, а также возможность своевременного их пополнения. Административная школа управления в менеджменте отмечает, что невозможно добиться хорошего результата при наличии только долгов.

Выбор оптимальной структуры управления компанией

Организационная структура управления представляет собой целостную совокупность субъекта и объекта управления, которые соединены между собой крепкими информационными связями. Именно в ней возможно отражение схемы существующей у организации системы управления.

Виды организационных структур возможно поделить на такие основные группы:

  • органические (еще их называют адаптивными),
  • бюрократические (они же — традиционные).

У нормативной модели бюрократии рационального типа существуют такие концептуальные положения:

  1. Иерархия в управлении. Она подразумевает, что вышестоящим уровням подчиняются нижестоящие.
  2. Точное разграничение труда. Предполагается, что на каждой должности должны использоваться квалифицированные специалисты. Административному менеджменту очень важен этот пункт, который считается основополагающим для успеха любой организации.
  3. Присутствие формальных норм и правил, которые обязательно выполняются. При этом гарантируется, что задачи и обязанности менеджеров будут однородными.

Методы административного управления

Важное место в системе управления отдано административным методам менеджмента. Они предназначены для того, чтобы:

  • контролировать проведение работы с кадрами, а также реализацию решений, которые были приняты;
  • обеспечивать эффективность и организационную четкость работы аппарата управления;
  • гарантировать поддержание нужного предприятию распорядка работы, а также приведение в действие решений, приказов и постановлений руководства.

Административные методы менеджмента носят директивный характер, благодаря чему можно получить однозначное решение проблемы и гарантировать прямое воздействие на поведение управленческого объекта.

Данные методы собраны в систему приемов и способов, с помощью которых можно обеспечить целенаправленную, слаженную, эффективную и планомерную работу как управляемой, так и управляющей систем. Развитие административного менеджмента невозможно без применения этих методов.

Оценка эффективности управления

Обязательным является измерение эффективности администрирования. Административная школа менеджмента предполагает, что нужно соотнести результат управленческой деятельности со стоимостью ресурсов, которые были затрачены на его достижение. На эффективность работы управленцев влияет очень много факторов, которые организовываются в двух основных группах.

Первая группа, согласно административным теориям менеджмента, включает такие факторы:

  • Управленческие возможности компании (здесь учитываются все ресурсы, которые есть в распоряжении организации).
  • Затраты на функционирование и содержание управленческих систем.
  • Совокупность различных типов выгод (социальных, экономических и прочих), получаемых организацией при ведении управленческой деятельности.

Административный менеджмент включает во вторую группу целый перечень второстепенных факторов, среди которых:

  • Уровень квалификации исполнителей и работников.
  • Организационная культура.
  • Условия работы.
  • Степень обеспечения управленцев необходимыми им вспомогательными средствами.

Конечные результаты работы организации напрямую зависят от общих показателей. А вторая группа факторов характеризует эффективность, с которой используются отдельные виды ресурсов. При оценке эффективности администрирования обязательно используются показатели рентабельности и прибыли.